- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Алжир
- Ангола
- Андорра
- Аргентина
- Армения
- Беларусь
- Бельгия
- Бенин
- Болгария
- Боливия
- Бразилия
- Ватикан
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Вьетнам
- Габон
- Гана
- Германия
- Гонконг
- Греция
- Грузия
- Дания
- Доминика
- Доминикана
- Египет
- Замбия
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Иордания
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Кабо-Верде
- Казахстан
- Камбоджа
- Камерун
- Канада
- Кения
- Кипр
- Китай
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Литва
- Люксембург
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Мальдивы
- Мальта
- Марокко
- Мексика
- Монако
- Намибия
- Нидерланды
- Норвегия
- ОАЭ
- Польша
- Португалия
- Россия
- Сан-Марино
- Сенегал
- Сингапур
- Словения
- США
- Таиланд
- Танзания
- Тунис
- Турция
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Черногория
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Шри-Ланка
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Корея
- Япония
Большой Кристап Lielais Kristaps
Скульптура Святого Христофора, более известная как Большой Кристап, изображает очень высокого мужчину, на плечо к которому уселся маленький мальчик. В одной руке мужчины находится весло, а другой он держит фонарь. Считается, что этим фонарем он освещает путь, который проходит через реку. Кристап обязан длительное время служить на благо людям, именно поэтому он помогает всем желающим переправиться через реку.
Много лет Святой Христофор считался покровителем и хранителем лоцманов, а так же всех-всех перевозчиков. Кроме того, его считали попечителем переправ, виадуков и мостов. Непривычно яркая скульптура выполнена из дерева. Эта скульптура была вырезана примерно в шестнадцатом столетии, однако о ее создателях и по сей день ничего неизвестно.
Во времена своего создания скульптура была невероятно знаменита. В латвийском фольклоре даже сохранилась даже поговорка. Которая посвящена трем диковинкам горда, одной из которых как раз и являлся Большой Кристап: «Мост, что на воде лежит, Великан, что у ворот стоит, и Колокол, что снаружи башни висит». Мост на воде – это одна из основным переправ, которая ведет через Западную Двину (Даугаву). Это переправа соединяла так называемый Внутренний город, вокруг которого по периметру были возведены крепостные сооружения. Третья диковина – это колокол Святого Власия. Он висел под киверком, вне часовни, и крепился башне Иаколевской церкви, которая находится в Риге. Этот колокол звенел только тогда, когда было необходимо оповестить всех жителей города «сигналом тревоги». А под великаном у ворот, как нетрудно догадаться, имеется ввиду сам Большой Крсистап. Где впервые был установлена эта скульптура, историкам неизвестно. Однако, когда в восемнадцатом столетии возникла эта знаменитая поговорка, эта скульптура находилась возле Карловых ворот. Которые были главными воротами города. Возле этих ворот была расположена небольшая площадь для торговли, которая, несмотря на ее небольшой размер, успешно конкурировала с главным городским рынком на Ратушной площади.
В 1861 году статуя была перенесена на небольшую постройку возле Западной Двины. Она была установлена в самом начале улицы под названием Маскавас, которая функционировала как важная торговая точка и проходила через Московский Форштадт. По близости статуи находился главный благотворительный центр города – госпиталь Святого Георгия. Скульптура была защищена толстым стеклом, чтобы деревянная скульптура не портилась с течением времени и под воздействием сил природы. Возле нее была поставлена кружка, так же выполненная из дерева, чтобы любой желающий смог пожертвовать в нее деньги. Эти средства передавались в Георгиевский госпиталь. Наиболее крупные пожертвования оставляли те, кто считал Христофора своим покровителем, а именно перевозчики – как приезжие, так и относящиеся к рижскому братству перевозчиков. Таким образом они выражали своему покровителю благодарность за то, что он их уберег от опасностей речных порогов, которые надо было мастерски обойти, чтобы попасть в город. Так же в кружку жертвовали женщины лоцманов и перевозчиков, их жены и невесты. Приносились бусы, ленты, украшения, тесемки, ожерелья, как знак благодарности за сохраненные жизнь и здоровье их любимых мужчин. После того, как они попадали в кружку, все эти предметы считались своеобразными оберегами и амулетами. Поговаривали, что они даже начинали обладать исцеляющими свойствами. В Музее истории Риги и мореходства некоторые из них можно увидеть своими глазами.
Исцеляющие свойства приписывались и самому Христофору. Считалось, что если что-нибудь повязать вокруг руки статуи, оставить на какое-то время, а после перевязать на себя, то гарантировано исцеление от любого недуга. Так же перед статуей Большого Кристапа маленькие дети традиционно обещают вести себя хорошо, прилежно учиться и слушаться своих родителей.
Начиная с конца восемнадцатого столетия появилась еще одна традиция, на сей раз студенческая. Выпускники Рижского Политеха считали обязательной необходимость оставить какое-либо пожелание на стеклянной будке статуи. С этой традицией усердно боролись, однако традиция оказалась сильнее – ведь по традиции, это действие приносило удачи во взрослой жизни выпускнику.
Когда в начале двадцатого столетия была провозглашена латвийская независимость, о памятнике стали постепенно забывать. В результате стеклянная будка без должного ухода рухнула. Вместо нее никакого ограждения не было установлено. В двадцать третьем году статую перевезли в рижский музей истории, а на ее месте возле реки под бронированным стеклом была установлена точная копия Большого Кристапа.