Страны мира
 

Советы всем, кто едет в Казахстан

(4 голоса)

Советы всем, кто едет в Казахстан

Сложно представить путешественника, который целенаправленно поедет в Казахстан. Самая крупная страна Средней Азии почти не привлекает российских туристов. Для большинства из них это лишь транзитная территория на пути в Узбекистан, Киргизию или Китай. Их можно понять: природа здесь однообразная, города не очень интересные, выдающихся достопримечательностей маловато, а когда знакомишься с местной процедурой регистрации иностранцев, хочется вообще свалить отсюда как можно быстрее.

География

Казахстан протянулся от дельты Волги на западе до Алтая на востоке и от Западно-Сибирской равнины на севере до пустыни Кызылкум и гор Тянь-Шаня на юге. Страна граничит на севере и западе с Россией (протяженность границы – почти 7 тысяч километров), на востоке – с Китаем, на юге – с Киргизией, Узбекистаном и Туркменистаном. На юго-западе Казахстан омывают воды Каспийского моря, на юге – остатки Аральского моря.

Климат

Климат в Казахстане резко континентальный, с жарким летом и холодной зимой. Температура сильно меняется в зависимости от времени года и широты: в январе под Петропавловском может быть -50 градусов Цельсия, а летом в Чимкенте до +50 градусов. На севере страны климат примерно такой же, как в Западной Сибири, на юге – как в Узбекистане и Киргизии, на западе – как в российском Поволжье. Средняя температура января – от -18 градусов на севере до -3 градусов на юге, средняя температура июля – от +19 на севере до +29 на юге. Осадков мало, исключение составляют лишь горные регионы. В Астане минусовые температуры стоят с ноября по март, в Алма-Ате – с декабря по февраль. Таким образом, если вы хотите застать наиболее комфортную температуру, в северные регионы Казахстана лучше приезжать летом, а в южные – ранней осенью или поздней весной.

Наcеление, языки, отношение к туристам

Национальный состав населения сильно изменился за последние 20 лет. На момент распада Советского Союза казахи составляли меньше половины населения республики, но в 90-е годы из страны начали массово уезжать русские, немцы и представители других некоренных народов. Сегодня население представлено двумя основными группами: казахами (больше половины жителей) и русскими (около четверти). Также есть некоторое количество узбеков, украинцев, уйгуров и татар. Казахи живут в основном на юге, а во многих северных городах (например, в Петропавловске) большинство составляют русские. Алма-Ата, хоть и относится к югу, имеет значительный процент русского населения.

Государственный язык страны – казахский. На нем свободно говорит больше половины населения. Однако и русский язык в Казахстане никто не забыл, он имеет статус «языка межнационального общения». Многие казахи, особенно на севере страны, говорят по-русски даже между собой. Найти казаха, который не знает русский язык, довольно сложно. Ну и, конечно, русские, которые составляют четверть населения страны, тоже говорят на родном языке.

В стране до сих пор параллельно используют казахский и русский языки. Вывески, реклама, таблички с названиями улиц, дорожные указатели – все это может быть и русским, и казахским, и русско-казахским. Большинство карт городов выпущены на русском языке. В общем, специально учить казахский для путешествия по стране нет никакой необходимости: проблем из-за незнания языка у русскоязычных путешественников не возникнет. Казахстан последние сто лет испытывал большое влияние России, и казахи переняли от нас много привычек и традиций.

Возможно, именно поэтому лучшие черты азиатского менталитета здесь встречаются редко (в Казахстане вас не будут угощать или звать в гости, как в Узбекистане или Таджикистане), а люди на улицах, к сожалению, в массе своей неулыбчивые и угрюмые. В общем, характер у людей примерно такой же, как у нас. С другой стороны, в этом есть свои плюсы – например, вокруг вас не будут собираться толпы детей с криками «Hello!», как это уже происходит в городах и селах Таджикистана и Узбекистана. Отношение к путешественникам в Казахстане спокойное, а иногда довольно недоуменное (мол, вот тебе дома не сидится-то).

Но агрессии к русским никто не проявляет, а хорошее отношение иногда встречается даже со стороны представителей закона. Когда в Алма-Ате меня остановил полицейский за переход улицы в неположенном месте, он долго изучал мой паспорт, а потом отпустил со словами: «Ладно, гостю города на первый раз прощаем».

Въезд

Гражданам России для въезда в Казахстан виза не нужна, более того, можно обойтись даже без загранпаспорта. Россияне могут въехать в Казахстан как по заграничному, так и по общегражданскому паспорту. Также в Казахстан могут без визы попасть жители Украины, Белоруссии и всех остальных стран СНГ, кроме Туркмении.

При въезде в Казахстан каждый иностранец бесплатно получает миграционную карту. Ее нужно заполнить перед прохождением границы, после чего пограничник поставит на ней печать с датой въезда. Карту нужно сохранить и отдать пограничникам на выезде.

Отмечу, что казахские таможенники иногда нарушают закон и незаконно пытаются изъять товары и валюту у людей, пересекающих границу. В случае конфликта попробуйте вызвать начальника таможенного пункта либо позвоните по телефону доверия (номера обычно висят на доске объявлений таможенного пункта) или в милицию.

Регистрация

Каждый иностранец, находящийся в Казахстане, должен зарегистрироваться в течение пяти календарных дней. Это самая известная проблема для путешественников, приезжающих в страну, многие из-за этого стараются побыстрее ее проехать. Мало того, что это совершенно бессмысленная процедура, так она еще и крайне запутанная и непонятная.

Существуют «Правила въезда и пребывания иностранных граждан в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан», но они лишь обязывают иностранца зарегистрироваться в органах внутренних дел. Однако то, как именно регистрировать иностранца, на деле каждое отделение решает по-своему.

Итак, зарегистрироваться нужно в миграционной полиции (которую многие по старинке называют «ОВИРом»). Обычно в районном отделении внутренних дел (полиции) есть отделение миграционной полиции: в райцентре оно, как правило, одно, а в областном центре их может быть несколько. Работают они в будни с 10-11 утра до 16-17 часов, в субботу – по сокращенному графику (до 12-13 часов), в воскресенье закрыты.

Собственно регистрация – это печать на миграционной карте, которую вам выдали на границе, а также дата, до которой вы зарегистрированы, и подпись сотрудника миграционной полиции. Все это должно быть в нижней части миграционной карты на лицевой стороне. Иногда вам могут выдать какие-то другие бумаги, но полицию на улице и пограничников на выезде будет интересовать именно наличие указанной информации на вашей миграционной карте.

Итак, вот способы получения этой самой регистрации:

1. Если вы остановились у родственников или друзей, сходите с ними в миграционную полицию. При себе нужно иметь ряд документов, список которых лучше заранее уточнить: как правило, достаточно паспортов хозяина и гостя, но иногда требуют выписку из домовой книги и другие бумаги. Вы заполните заявление, покажете паспорт и получите в тот же день или на следующий вожделенную регистрацию. Учтите, что данное мероприятие при наличии очередей в миграционной службе может занять несколько часов, а то и целый день.

2. Если вы собираетесь поселиться в гостинице, заранее уточните у администратора вопрос регистрации. В самых цивильных отелях регистрацию сделают за вас, в противном случае нужно будет самому пойти в миграционную полицию со справкой о том, что вы проживаете в гостинице. Простой квитанции об оплате, как правило, недостаточно (хотя в некоторых отделениях миграционной полиции удовлетворятся и ей). Лучше всего приехать в город утром, поселиться в гостинице, получить справку о проживании и пойти с ней в миграционную службу. Кстати, не существует четких правил о том, на какой срок регистрировать человека, живущего в гостинице: то ли на срок его проживания, то ли на тот срок, который он попросит. В любом случае настаивайте на том, чтобы вас зарегистрировали на все то время, что вы собираетесь пробыть в стране.

3. За деньги регистрацию делают некоторые турфирмы, даже если вы не пользуетесь их услугами.

4. Особо наглые и упорные могут придти в миграционную полицию и сказать, что ночуют в палатке или поезде и не могут предъявить хозяина квартиры или документов из гостиницы. Поскольку правила, которые ты сам выдумал, легко игнорировать, сотрудники миграционной полиции могут сделать регистрацию и так.

Вызвать сочувствие полицейских сложновато, но вот достать их своей назойливостью можно:

если вы больше часа будете им объяснять, что у вас нет ни денег на гостиницу, ни знакомых в Казахстане, они, возможно, таки сделают вам регистрацию, указав на ней любой адрес. Интересно, что в каких-то отделениях миграционной полиции регистрацию делают бесплатно, а в каких-то за деньги. Причем это не взятка – вам официально дадут квитанцию, которую надо будет оплатить через банк.

Наконец, вы можете покинуть территорию страны до истечения пяти суток. Страна хоть и растянута с севера на юг и с запада на восток, однако пересечь ее за этот срок вполне реально, если ехать поездами, автобусами, автомобилем или автостопом и нигде надолго не останавливаться.

Как добраться

Самолет. Главные аэропорты Казахстана находятся в Астане и Алма-Ате. До них можно долететь напрямую из Москвы. Два основных авиаперевозчика на этом направлении – казахская Air Astana и российская «Трансаэро». Из Москвы с помощью этих авиакомпаний можно попасть и в другие города Казахстана: Актюбинск, Караганду, Кызылорду, Петропавловск, Актау, Атырау, Караганду, Кустанай, Уральск и Чимкент.

Поезд. Если вы решили доехать до Казахстана на поезде, есть один простой способ сэкономить. Дело в том, что тарифы на международные поездки по железной дороге выше, чем на внутрироссийские. Даже если вы едете из одного российского города в другой на международном поезде, тарифы на него все равно будут внутрироссийскими. Цена повысится, только если вы поедете из российского города за рубеж. Таким образом, если вы едете в Казахстан, дешевле купить два билета: один – до последней российской станции перед границей, второй – от этой станции до пункта назначения в Казахстане. Тогда стоимость первого билет будет высчитываться по внутрироссийским тарифам, а второго – по международным, что может дать существенную экономию. Например, билет на поезд Москва – Астана стоит 4250 рублей, но вы можете купить на этот поезд два отдельных билета – Москва-Челябинск за 1600 рублей и Челябинск – Астана за 1450 рублей, что позволит вам сэкономить 1200 рублей. По этому принципу покупайте билеты и в другие города. Причем билеты можно приобрести в один и тот же вагон, на одно и то же место, так что вам лишь понадобится на «пересадочной» станции показать проводнику другой билет.

Разумеется, такой же метод можно использовать, когда вы уезжаете обратно из Казахстана, потому что там внутренние поезда также дешевле международных. Например, билет на поезд Алма-Ата – Москва стоит 22400 тенге, но выгоднее купить билеты Алма-Ата – Семиглавый Мар (приграничная казахская станция к западу от Уральска) за 5500 тенге и Семиглавый Мар – Москва за 9000 тенге и сэкономить 7900 тенге (около 1600 рублей).

Автомобиль и другие способы. С Казахстаном граничат многие российские регионы. Есть масса вариантов, как проехать из России в Казахстан по земле. Сделать это можно на поезде, машине, автобусе, автостопом, на велосипеде, пешком. Между Казахстаном и Россией существует несколько десятков автомобильных пунктов пропуска. Соседние областные центры Казахстана и России, как правило, соединены регулярным автобусным сообщением.

По стране

Самолет. Две главные авиакомпании Казахстана – Air Astana и SCAT. Страна весьма велика, поэтому авиасообщение не так централизовано, как в других странах Средней Азии: из одного областного центра в другой часто можно попасть без пересадки в Алма-Ате или Астане. Особенно это заметно на западе страны. Например, из Атырау есть прямые рейсы в Актау, Актюбинск и Уральск.

Поезд. Казахстан имеет разветвленную железнодорожную сеть, построенную еще в советские времена. Национальная железнодорожная компания Казахстана – «Казахстанские железные дороги». Почти все крупные города соединены ж/д сообщением. Казахские поезда в целом имеют тот же уровень обслуживания и чистоты, что и российские.

Как и в России, поезда – очень популярное средство передвижения в Казахстане, поэтому билеты лучше покупать заранее. Особенно напряженная ситуация с билетами может сложиться летом и на выходных. Зимой и в будние дни все значительно лучше: можно купить билет даже в день отправления. Если билет купить не получилось, подойдите к проводнику и попробуйте устроиться за взятку (обычно она примерно равна стоимости билета).

Тарифы на пассажирские перевозки в Казахстане ниже, чем в России. Один километр пути в плацкартном вагоне стоит 2-5 тенге (0,4-1 рубль) за километр. Проезд в купе стоит примерно в полтора раза дороже, чем в плацкарте. На некоторых направлениях есть общие вагоны: проезд в них стоит в полтора-два раза меньше, чем в плацкартных.

Билеты на казахские поезда можно купить и в России – в железнодорожных кассах и на сайте www.rzd.ru, однако стоить они будут в два с лишним раза дороже. Выгоднее покупать билеты, либо находясь внутри Казахстана, либо забронировав их на сайте www.pcentre.kz («Процессинговый центр КЖД»). Работает этот сайт так: нужно сперва зарегистрироваться, войти в систему, выбрать нужный поезд и вагон и оплатить билет по банковской карте, а после этого с номером заказа придти на железнодорожный вокзал и в специальной кассе получить бумажный билет.

Автобусы. В Казахстане автобусное сообщение развито гораздо лучше, чем в России. Между крупными городами ходят большие и комфортабельные автобусы, в том числе ночные. Есть даже совсем дальние автобусы, например, Астана – Алма-Ата (1200 км) или Караганда – Чимкент (1340 км). Билеты на них продаются в кассе автовокзала. Автобусы уходят строго по расписанию.

Какой-то единой системы тарификации на автобусные перевозки не существует. Стоимость проезда сильно варьируется и составляет от 2 до 5 тенге (0,4-1 рубль) за километр, причем дальние автобусы обычно обходятся дешевле, чем ближние. Помимо официальных автобусов от многих автовокзалов (особенно на юге страны) отходят частные маршрутки. Отправляются они по мере наполнения, а места в них стоят, как правило, дороже. Платить нужно прямо водителю.

Кроме того, у железнодорожных и автобусных вокзалов стоят таксисты-частники, которые предлагают довезти на легковом автомобиле. В него садятся четверо пассажиров. Плата с каждого примерно на 30-50% выше, чем цена на автобус по тому же маршруту.

Автодороги. Качество автодорог в Казахстане нельзя оценить однозначно. Есть очень хорошие, ровные и широкие трассы, а есть совершенно разбитые дороги, не ремонтировавшиеся с советских времен. Существуют и грунтовые дороги, проложенные в степи и пустыне. В общем, ситуация схожа с Россией: можно ехать по важнейшей государственной трассе из одного областного центра в другой, подскакивая каждую минуту на колдобинах, а можно обнаружить отличную дорогу между глухими райцентрами. В целом дорожная ситуация с каждым годом улучшается, пусть и не так быстро, как хотелось бы.

Достопримечательности и досуг

Итак, вы приехали в Казахстан. Что же здесь посмотреть и чем заняться? Сразу разочарую любителей средневековой исламской архитектуры. Ничего похожего на Узбекистан вы здесь не найдете. Единственный город с выдающимися памятниками дороссийского периода – это Туркестан. Также древние мавзолеи и мечети (менее впечатляющие) есть в Таразе и Сайре (пригород Чимкента).

Архитектура времен Российской империи осталась в большом количестве в Уральске и Петропавловске, а также встречается в виде отдельных зданий в Алма-Ате, Чимкенте, Кызылорде и других крупных городах. Впрочем, старые губернские города России все равно выглядят, на мой взгляд, красивее. Еще в нескольких городах (например, в Караганде) можно увидеть интересные образцы сталинской архитектуры. Зато Казахстан в отличие от своих соседей может похвастаться большим количеством современной архитектуры.

Есть красивейшие мечети, торговые центры, небоскребы и другие здания, которые придают городам Казахстана европейский облик. Некоторые современные мечети (например, в Петропавловске, Уральске, Таразе и Астане) – по-настоящему интересные и оригинальные сооружения, которые непременно стоит посмотреть. Ну а уж новый центр Астаны со всеми его небоскребами – это настоящий казахский Манхэттен, его просто необходимо увидеть.

Природа Казахстана игрой красок и разнообразием не отличается. Большая часть территории страны – скучная пустынная равнина. Разительный контраст со всем остальным Казахстаном представляет Алма-Атинская область, удивительно разнообразная по ландшафтам и природным достопримечательностям. Там есть и каньоны, и ледники, и горные реки и озера – и все это не так далеко от города, что удобно для любителей непродолжительных походов. Как мне показалось, каких-то оригинальных способов проведения досуга Казахстан предложить не может.

Как и в России, здесь есть театры, кинотеатры, а в крупных городах (например, в Астане) можно найти торгово-развлекательные центры с ледовыми катками, боулингами и аквапарками. Наибольший выбор развлечений – в Алма-Ате и окрестностях. Там есть и аквапарк, и ледовый каток, и горнолыжный курорт, и даже Тянь-шаньская обсерватория, в которой можно посмотреть на звезды.

Хорошие места могут найти в Казахстане любители рыбалки. Хотя экология в стране не самая лучшая и пойманную рыбу есть нужно с большой осторожностью, здесь много рек и озер, пригодных для рыболовства.

Ночлег

Казахстан не испытывает недостатка в гостиницах на самый разный вкус и карман. Хостелы для иностранных туристов не распространены, так как путешественники приезжают в Казахстан редко. Гостиницы бывают и в зданиях авто- и ж/д вокзалов (в последних они, как и в России, часто называются «комнатами отдыха»).

На юге страны на дорогах иногда встречаются чайханы, в которых можно переночевать за символическую плату при условии, что вы там едите. Впрочем, в Казахстане такие чайханы распространены меньше, чем в соседних странах. Казахи, которых вы встретите во время путешествия, будут звать в гости не так часто, как, например, узбеки и таджики, зато сообщества Hospitalityclub и Couchsurfing здесь развиты гораздо лучше: почти в любом областном центре живет больше десяти участников таких сообществ, так что найти бесплатный ночлег вполне реально.

Еда

В Казахстане часто попадаются блюда русской кухни, да и вообще весь процесс общественного питания в целом похож на российский. В городах распространены обычные кафе, фастфуды западного типа, есть блинные, пиццерии, а также организованные по советским принципам столовые. В некоторых кафе днем бывают дешевые бизнес-ланчи (300-600 тенге). В целом питание в Казахстане обходится в полтора раза дешевле, чем в России.

Деньги и цены

Национальная валюта Казахстана – тенге. Ее примерный курс таков: 1 доллар – 147 тенге, 1 евро – 190 тенге, 1 рубль – 4,8 тенге. Обмен долларов, евро и рублей можно произвести в банках и обменных пунктах, которые в изобилии встречаются на всей территории Казахстана. Для ориентирования в ценах можно цену скидывать в пять раз – так вы узнаете, сколько это примерно стоит в рублях.

Казахстан – единственная страна Средней Азии, куда можно спокойно ехать с банковской картой. Как и в России, здесь в каждом крупном городе есть множество банков и банкоматов, так что обналичить карточку не проблема. Цены на транспорт, ночлег и еду в Казахстане примерно в полтора-два раза ниже, чем в России.

Связь

Мобильная связь в Казахстане представлена двумя главными операторами: Beeline и Kcell. Существенных различий между ними нет. Салоны мобильной связи распространены во множестве. Купить сим-карту можно по российскому паспорту (в том числе по внутреннему).

Интернет

Интернет-кафе встречаются очень часто. Помимо частных заведений, интернет можно найти в отделениях государственной компании «Казактелеком». Во многих заведениях общественного питания бывает бесплатный wi-fi.

Покупки

Казахстан с каждым годом все больше вводит торговлю в цивилизованное русло. В городах страны до сих пор есть много базаров, однако параллельно размножаются супермаркеты и торговые центры. Одним словом, недостатка в торговых точках нет, хотя уличная торговля и сведена к минимуму. На рынках, как и в любой другой стране, можно и нужно торговаться.

Города Казахстана

Астана. Столица страны, город будущего, который должен показать, что Казахстан планирует быть великой державой. Мало какие города в мире так активно и быстро строятся. Особенно впечатляет левобережный район города, который был создан практически с нуля за последние пятнадцать лет. Торговые центры, новенькие коттеджи, офисные здания, министерства, резиденция Назарбаева и башня «Байтерек» со смотровой площадкой – это визитная карточка Астаны. Эстеты и ценители архитектуры могут воротить нос от «всего этого новодела», но посетить город, безусловно, нужно. В Казахстане никакие другие объекты, созданные руками человека, не впечатляют так сильно, как небоскребы Астаны.

Курорт Боровое. Курортный поселок на берегу одноименного озера в 240 км к северу от Астаны (и в 20 км к северо-востоку от города Щучинск). Эту местность называют «казахской Швейцарией». На мой взгляд, такое название вполне оправданно. Удивительно, как посреди плоской казахской степи появились такие пейзажи: горы, скалы, озера, сосновые леса. Россиянам эта местность напомнит Карелию напополам с Байкалом, нашпигованную скалами из красноярских Столбов. Все это очень сильно отличается от остального Казахстана. Правда, в последние годы курорт приобретает все большую популярность, что не пошло ему на пользу: цены повысились, народу в сезон очень много, а дикий отдых уже не приветствуется.

Караганда. Караганда – большой промышленный город, транспортный узел и центр угледобычи, некогда второй по численности населения город Казахстана. Путешественник не найдет здесь почти ничего интересного. Пролетарский город, постепенно выбирающийся из депрессии времен 1990-х годов, – такую картину можно наблюдать много где в СНГ. Самый интересный объект находится в деревне Долинка в 35 км к юго-западу от Караганды – это музей, рассказывающий о Карагандинском исправительно-трудовом лагере (Карлаг), одном из крупнейших островов «архипелага ГУЛАГ». В Долинке находился административно-хозяйственный центр Карлага, здесь же позже был создан музей.

Петропавловск. Самый северный город Казахстана интересен сохранившейся дореволюционной архитектурой. На центральных улицах сохранилось несколько десятков зданий дореволюционной эпохи. Правда, единого ансамбля они не создают, а разбросаны между хрущевками. Большинство населения составляют русские. Город потрепанный, но постепенно преображается, появилось много новых торговых центров.

Алма-Ата. Бывшая столица Казахстана, единственный в стране город-миллионник и второй по величине мегаполис Средней Азии (после Ташкента). Тут много зелени на улицах, культурное и продвинутое население, летом можно увидеть парней и девушек на велосипедах и даже уличных музыкантов. Если это не Европа, то уже точно не Азия.

Самое интересное в Алма-Ате – это ее окрестности. Вот только самые известные объекты:

Медео – гигантский каток и плотина в красивом горном ущелье; горнолыжный курорт Чимбулак; Чарынский каньон – двухкилометровая долина со скалами и камнями причудливой формы; Большое Алматинское озеро – живописный водоем в 20 км к югу от Алма-Аты; расположенная рядом с ним Тянь-Шаньская астрономическая обсерватория, где можно сходить на экскурсию после наступления темноты и посмотреть в телескоп на звездное небо.

Тараз. Один из немногих по-настоящему древних городов Казахстана. Здесь сохранилось несколько интересных зданий: два средневековых мавзолея, недавно раскопанная археологами мечеть и бани начала XX века.

Чимкент. Благоустроенный, теплый и зеленый город у южных границ Казахстана. В 10 км к востоку от Чимкента находится село Сайрам с несколькими мавзолеями, мечетями и минаретами средневековой постройки.

Туркестан. Город известен несколькими выдающимися архитектурными памятниками. Самый интересный – мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был построен на месте захоронения мыслителя и философа Ясави по приказу Тамерлана. Масштабное и величественное здание мавзолея (высота – 44 м, диаметр главного купола – 22 м) можно считать главной архитектурной достопримечательностью Казахстана.

Уральск. Русский город, волею судеб оказавшийся в Казахстане. История Уральска тесно связана с Россией, а с Казахстаном почти никак. Здешние улицы, дома и церкви хранят память о многих событиях российской истории – особенно о Крестьянской войне 1773-75 гг. Например, здесь есть дом, в котором жил Емельян Пугачев, церковь, которую обороняли царские войска от восставших казаков, здание, где останавливался Пушкин во время работы над «Капитанской дочкой». В центре Уральска хорошо сохранилась атмосфера провинциального города Российской империи.

Выводы

Казахстан оказался интереснее и цивилизованнее, чем я думал, когда отправлялся туда. Как ни странно, он очень похож на Россию. В Казахстане тоже огромные незаселенные пространства и не очень большое население. Те же контрасты развивающегося капитализма: богатые областные центры, сияющие торговыми центрами и новыми улицами, убогие на фоне этого поселки и деревни, качественные автотрассы, неожиданно сменяющиеся разбитыми кривыми дорогами. И те же самые явления, которые мы наблюдаем в России в последние годы: построение вертикали власти, мода на религию, потребительский бум, усиление бюрократии.

Но главный вывод звучит немного неожиданно:

Казахстан при всех особенностях его политического строя и национального менталитета с каждым годом становится все более европейской страной (конечно, настолько же европейской, как и Россия). Особенно это чувствуешь после поездки в Киргизию, Таджикистан и Узбекистан, которые за последние 20 лет окончательно превратились в азиатские страны. После них в Казахстан действительно возвращаешься как в Европу: торговые центры, банкоматы, горячая вода, скоростной интернет, большие и комфортабельные автобусы, курсирующие по расписанию, и все прочие достижения цивилизации. Ну и множество не закутанных в одежды с ног до головы красивых казахских и русских девушек на улицах. Все это слабо напоминает Азию с ее хаосом, неорганизованностью и консерватизмом.

ТЕКСТ: Артем Русакович
Источник: Сайт Gazeta.RU
25 октября 2012