- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Алжир
- Ангола
- Андорра
- Аргентина
- Армения
- Беларусь
- Бельгия
- Бенин
- Болгария
- Боливия
- Бразилия
- Ватикан
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Вьетнам
- Габон
- Гана
- Германия
- Гонконг
- Греция
- Грузия
- Дания
- Доминика
- Доминикана
- Египет
- Замбия
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Иордания
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Кабо-Верде
- Казахстан
- Камбоджа
- Камерун
- Канада
- Кения
- Кипр
- Китай
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Литва
- Люксембург
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Мальдивы
- Мальта
- Марокко
- Мексика
- Монако
- Намибия
- Нидерланды
- Норвегия
- ОАЭ
- Польша
- Португалия
- Россия
- Сан-Марино
- Сенегал
- Сингапур
- Словения
- США
- Таиланд
- Танзания
- Тунис
- Турция
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Черногория
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Шри-Ланка
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Корея
- Япония
Эфиопия - самая холодная страна Африки
Теперь перед нами лежала Эфиопия - самая холодная страна Африки. В отличие от жаркого пустынного Судана, где днём было +45 грд. С в тени, здесь оказалось зелено, влажно, ветрено и прохладно, а по ночам даже холодно (+10 грд. С).
Эфиопия - очень бедная страна. Бедность местных жителей происходит от их лени. "Лучше умереть от голода, чем от работы", - гласит эфиопская поговорка. Миллионы людей целыми днями ничего не делают, а увидев столь редкого иностранца, окружают его и следуют за ним, повторяя: "Ю! Дай мне 1 быр! Мистер! Дай мне 1 быр! Проклятый мистер! Дай мне мои деньги!"
Особенно много попрошаек в крупных городах, так что даже Индия по сравнению с Эфиопией кажется цивильной и богатой страной.
Эфиопы, в отличие от суданцев, не зовут странников в гости и на ночлег, очень редко угощают их. Два исключения: водители и мусульмане. Водитель редкой машины, подобравший вас на дороге, обычно не хочет денег и будет рад покормить попутчиков; а мусульмане, представляющие здесь религиозное меньшинство, могут приютить вас в мечети, если, конечно, вы знаете мусульманские традиции и немного владеете арабским или амхарским языком, так как английского и тем более русского они, разумеется, не знают.
Мы провели в Эфиопии около двух недель; сделали на всякий случай йеменскую визу и направились на северо-восток страны, в города Харар, Жижигу и далее, на границу с Сомали. В Жижиге, в 70 км от границы, нам уже поставили выездные штампы, так как на самой границе никаких иммиграционных властей Эфиопии уже нет.
Но в Сомали нас не пустили. На её территории в ходе гражданской войны образовались несколько никем не признанных суверенных государств: Сомалилэнд, Пунталэнд, Джуббалэнд и ещё с десяток. На представителей властей Сомалилэнда бумаги из посольства Сомали в Москве не действовали: мол, мы другое суверенное государство! Визу на границе тоже выдавать не захотели (звонили в свою столицу, Харгейсу, чтобы это уточнить; эфиопов пускают свободно, а "белый мистер" - редкое неизученное явление!) - и отослали назад, в эфиопский город Дире-Дауа. Якобы там находится посольство Сомалилэнд (адрес неизвестен), получайте визу и приезжайте заново.
Мы вернулись в Эфиопию, уже имея выездной штамп этой страны; нас легко пропустили. Поехали в Дире-Даву, но посольство непризнанной республики не нашли. Возможно, его и не было. Зато нашли посольство Джибути и быстро сделали визу Джибути, решили поехать туда.
Из Аддис-Абебы в Дире-Даву и Джибути ведёт железная дорога, самая раздолбанная в мире. Поезд состоит из товарных вагонов и одного пассажирского вагона с выбитыми 50 лет назад стёклами, без электричества; всё завалено мусором и какими-то мешками. В них везут в
Джибути "чат" - листья наркотического дерева; это один из главных экспортов Эфиопии (второй после кофе). Проезд без билета запрещён; билетёра сопровождает тётка 2 х 2 метра с автоматом. Вообще в поезде много солдат - с автоматами, запасными патронными рожками и даже с гранатами на поясе! Людей едет много, как в пассажирском, так и в товарных вагонах. Средняя скорость 15 км/ч.
На пограничной станции Давленне у всех пассажиров собрали паспорта. Вскоре нас высадили, поезд уехал, и мы оказались задержанными. Причиной стали выездные штампы, ошибочно полученные нами в Жижиге. "По одноразовой визе нельзя выехать из страны дважды", - решили пограничники. Вместо того, чтобы избавиться от нас простейшим образом (отправить в соседнее Джибути, до него всего 5 км), пограничники, желая выслужиться, стали названивать начальству в Дире-Даву, Жижигу и Аддис-Абебу. Два дня прожили мы в Давленне; затем поезд пошёл обратно, и нас под конвоем отвезли в Дире-Даву. Оттуда другой солдат с автоматом сопровождал нас в Аддис-Абебу. Наши паспорта хранились в опечатанном пакете в заветном кармане у солдата. В столице нас посадили в тюрьму, где мы и провели ещё три дня и три ночи. Наконец через неделю после задержания удалось связаться с российским посольством, и с помощью консула нас условно - досрочно освободили.
Иммиграционные власти предъявили ультиматум: мы должны в течение 4-х суток покинуть Эфиопию на самолёте в Москву. Наши отобранные паспорта лежали в иммиграционном офисе в аэропорту, и нам их могли отдать только в обмен на авиабилеты до Москвы. Посольство РФ пыталось договориться с чиновниками и отправить нас не в Москву, а, например, в соседнюю страну Джибути, Йемен или Египет (визы этих стран у нас уже были) - безуспешно. Чиновники увидели в нас злодеев. Пришлось заказывать срочный денежный перевод (банкоматов в Эфиопии нет, но Western Union есть), и в пятницу 25 октября 2003 г. мы покинули Эфиопию и прилетели в холодную заснеженную Россию.
БЛАГОДАРНОСТИ
Первое большое СПАСИБО всем простым людям, которые подвозили, угощали и приглашали нас на ночлег; благодарю всех участников поездки за проявленный энтузиазм и терпение; благодарю посольства РФ в Судане и Эфиопии за участие и помощь. Отдельная благодарность за снаряжение фирме "Альпиндустрия" (за рюкзак, спальники и сетчатую палатку "MSR" от комаров), фирмам "ActivEra" (за рюкзак и спальники) и "Filon" (за одежду). Спасибо также Руслану Кокорину из Ирландии и моим родителям, одолжившим нам деньги на возвращение.
Антон Кротов
25 февраля 2013