- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Алжир
- Ангола
- Андорра
- Аргентина
- Армения
- Беларусь
- Бельгия
- Бенин
- Болгария
- Боливия
- Бразилия
- Ватикан
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Вьетнам
- Габон
- Гана
- Германия
- Гонконг
- Греция
- Грузия
- Дания
- Доминика
- Доминикана
- Египет
- Замбия
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Иордания
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Кабо-Верде
- Казахстан
- Камбоджа
- Камерун
- Канада
- Кения
- Кипр
- Китай
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Литва
- Люксембург
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Мальдивы
- Мальта
- Марокко
- Мексика
- Монако
- Намибия
- Нидерланды
- Норвегия
- ОАЭ
- Польша
- Португалия
- Россия
- Сан-Марино
- Сенегал
- Сингапур
- Словения
- США
- Таиланд
- Танзания
- Тунис
- Турция
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Черногория
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Шри-Ланка
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Корея
- Япония
Скажите, как пройти в буддизм?
Унылым зимним вечером уважающий себя интеллигент обычно предается философским размышлениям о душе: "Что ведет нас по жизни - промысел Божий или закон кармы, как утверждают буддисты? И, кстати, странная религия буддизм: Бога нет, а храмы есть. Молитв тоже нет. Знай себе, медитируй - и обретешь спасение..." Не удивительно, если через некоторое время эти рассуждения приведут нашего философа в кресло самолета, который летит на Шри-Ланку.
ГДЕ СТУПАЛА НОГА БУДДЫ
Наследный принц Сиддхартха Гаутама, родившийся в 623 г. до н. э. в Северной Индии, как известно, решил найти путь избавления от страданий. Оставив роскошную жизнь во дворце, он побрил голову, надел желтую робу и отправился странствовать. Вначале жил у отшельников, истязал свое тело, но не нашел ответов на мучившие вопросы. Наконец, Гаутама нашел дерево (впоследствии его назвали дерево Бодха), уселся под ним и решил не сходить с места, пока ему не откроется истина. После семи недель медитации Сиддхартха прозрел, став в этот миг Буддой (что означает "прозревший"). Было ему тогда 35 лет. С этого момента и до своей физической смерти в 80 лет Будда опять странствовал, но уже с проповедями о том, как надо жить, чтобы не страдать.
Через 300 лет другой высокородный индиец - сын императора Ашоки, монах Махинда приплыл на остров Цейлон (который тогда назывался Сингхаладвила, то есть Остров львов) распространять учение Будды. И посадил там саженец от того самого дерева Бодха. Так началась история, которая сделала Цейлон (с 1972 г. он стал называться Республикой Шри-Ланка) одной из мировых столиц буддизма.
Остров много раз переходил из рук в руки - тамилы (выходцы из Южной Индии) воевали с сингалами (первыми поселенцами из Северной Индии, основавшими здесь государство); португальский король прививал католицизм; голландцы вывозили корицу, жемчуг и соль; англичане, называвшие остров самым ценным колониальным приобретением Британии, пытались выращивать каучук и кофе. Правда, все кофейные деревья через 10 лет после посадки полностью погибли от грибка, и тогда британцам пришла в голову счастливая мысль засадить освободившиеся земли чайным кустом. Цейлонский чай, как выяснилось позже, оказался гораздо более качественным и востребованным, чем местный кофе.
Но повседневную жизнь на Цейлоне всегда определяли буддистские принципы - любовь, сострадание, терпимость и равенство.
Сам Будда, по преданиям, был на острове три раза. И сейчас, куда ни пойдешь в Шри-Ланке, всюду натыкаешься на изображения Будды. Чаще всего он сидит в позе лотоса, со скрещенными на груди руками - как, например, Самадхи Будда в музее древней столицы Анурадхапуры. Если смотреть на скульптуру прямо, можно увидеть медитирующего Будду в момент прозрения, если посмотреть в профиль слева - Будда грустит, а справа - улыбается. Встречается и лежащий Будда, например, 25-метровое изваяние в каменном храме Гал-Вихара в городе Полоннарува. Кстати, если у лежащего Будды большие пальцы ног соединены, значит, он изображен отдыхающим, а если разведены, то он в нирване.
ЧЕТЫРЕ СТОЛИЦЫ И ОДНА ГОРА
В Анурадхапуру надо ехать, представив себя не простым туристом, а паломником. Тогда можно испытать восторг, сев на землю под священным Бо, самым старым деревом на земле (саженец, привезенный из Индии 23 столетия назад, так и растет, а само дерево Бодха не сохранилось), или прикоснувшись к отпечатку стопы Будды, который тот оставил, гуляя по острову. Постоять на Джетаване ("место, где засияли лучи освобождения")- здесь читал проповеди монах Махинда - и потрогать руками камень с замурованным внутри обрывком кушака, которым подпоясывался Будда.
Полоннарува была столицей сингальского государства в Средние века. Здесь сохранились остатки королевского дворца, несколько домов для аристократов и хижин для бедноты, монастырь Алахана Пиривена с огромными залами и даже каменным бассейном. Чистоплотные монахи сидели на ступеньках, опустив ноги в воду и неспешно смывая с себя грязь вместе с дурными мыслями. А в дни полнолуния и новолуния они принимали позу лотоса в огромном зале для молитв и повторяли нехитрые заповеди буддизма: не убей, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пей...
Самое впечатляющее зрелище в Полоннаруве - Гал-Вихара, знаменитый каменный храм, построенный в пещерах с четырьмя огромными, удивительно "живыми" статуями Будды, вырубленными прямо в гранитной скале.
Высокогорный город Канди несколько столетий был резиденцией сингальских монархов. Они селились здесь, чтобы быть ближе к реликвии - Священному зубу Будды. Зуб был выхвачен неизвестным ныне героем прямо из погребального костра, в котором горел Будда. А в 311 г. принцесса Хемамала спрятала зуб в своей прическе и привезла его на остров. Для драгоценной реликвии на территории королевского дворца был построен роскошный храм Далада Малигава, стены которого украшены резьбой по дереву, потолки - росписью, а двери - серебром и слоновой костью. Раньше в Храм зуба могли войти только короли, а теперь - все желающие. Сам зуб, правда, увидеть не удастся, но "кладовку", украшенную бриллиантами, сапфирами и золотом, можно рассмотреть в подробностях.
Со Священным зубом связан один из самых красивых праздников Шри-Ланки - Эсала Перахера. В августе, перед полнолунием, зуб выносят из храма в золотом ларце и помещают на спину самого крупного храмового слона, бивни которого украшены серебряными чехлами. Следующие десять ночей этот слон в сопровождении красочной процессии из десятка других слонов и одетых в муслин настоятелей монастырей и храмов, а еще факельщиков, барабанщиков и танцоров будет шествовать по городу.
Коломбо - этакий винегрет из колониального прошлого и независимого настоящего. Здесь всегда кипит жизнь, по улицам шныряют такси и шустрые "тук-туки" (трехколесные мотоколяски с тентом), торговцы на улицах покуривают "бидди" (скрученную жгутом траву, почему-то не признаваемую здесь наркотиком). В центре города, рядом с местным Белым домом (точная копия того, что в Вашингтоне) можно встретить стаю обезьян, а на деревьях городского парка Виктория вниз головой висят летучие лисицы. Коломбо не располагает к задумчивости, поэтому его надо использовать как перевалочный пункт. Например, на пути к знаменитой горе Сигирии. Сигирия не просто скала, непонятно откуда взявшаяся на плоской равнине. Это каменное напоминание о том, что бывает с теми, кто забывает о карме - универсальном законе о причинах и следствиях. В V в. до н. э. Касапа, незаконнорожденный сын тогдашнего короля Датусены, испугавшись, что власть достанется не ему, а брату, сбросил собственного отца с обрыва. Став королем, он понял, что больше всего на свете боится мести со стороны младшего брата, родственников и всех, кто окружал убитого монарха. Тогда Касапа решил построить дворец-цитадель в самом недоступном месте, на скале Сигирия. На высоте 370 м появились бассейны, фонтаны, галереи с фресками, изображающими прекрасных женщин (некоторые из фресок можно увидеть и сегодня). Самым потрясающим был вход во дворец - через пасть неимоверных размеров льва, высеченного из камня (сейчас от того льва остались только гигантские лапы). Попасть во дворец можно было по веревочным лестницам, которые на закате поднимали вверх. Через 18 лет этой роскошной жизни Касапа покончил жизнь самоубийством. И в его дворце на долгие годы поселились монахи-отшельники.
Сейчас на Сигирию можно подняться по винтовой лестнице, опоясывающей скалу. Если удастся отвязаться от попрошаек (в Шри-Ланке они наиболее навязчивые и изобретательные, например, будут при подъеме в гору подпихивать сзади и просить за это денег), то можно поразмышлять о неизбежной наказуемости любого зла.
ПО ПУТИ В НИРВАНУ
Тихие длинные пляжи фешенебельного курорта Берувелы, колониальные виллы в высокогорной Нуваре-Элия, белоснежные паруса яхт в районе Бентоты тоже часть путешествия в буддизм. Теплый (круглый год 26-28оС) и очень влажный воздух делает тело мягким, как пластилин. Когда лежишь на песке, вдыхая вездесущие запахи корицы, кардамона и перца, смотришь, как мимо проносится очередная стая обезьян, мысли о нирване и освобождении продолжают завоевывать разум и сердце. Отдых на Шри-Ланке может быть невероятно активным, если, например, поехать на серфинг в ветреный Аругам Бей. А может - абсолютно расслабленным и почти неподвижным. В каждом отеле есть центры аюрведы, ароматерапии и залы для медитации.
А любая трапеза будет обязательно сопровождаться чаепитием. Для ланкийца не пить чай - все равно, что для француза не пить вина. Ведь это же Цейлон, где выращивают лучший в мире чайный лист. Можно даже побывать на плантации, где узнать, наконец, как отличать действительно хороший чай от той сухой смеси, которая на него похожа по цвету и продается в наших супермаркетах. Кстати, в Европе чай стал популярным в конце XIX в. благодаря владельцу местных плантаций Чайному Тому, которого мы знаем под именем Томас Липтон.
Вернувшись из жаркой Шри-Ланки в слякотную зиму, хорошо добавить традиционную жгучую приправу, купленную на цейлонском базаре, прямо в борщ. А потом заварить себе того самого, настоящего цейлонского, взглянуть на статуэтку Будды с хитроватым взглядом и почувствовать себя, пусть на полчасика, просветленным, успокоенным и полным любви к миру. Почти буддистом.
16 ноября 2012