Абхазия
Австралия
Австрия
Азербайджан
Алжир
Ангола
Андорра
Аргентина
Армения
Беларусь
Бельгия
Бенин
Болгария
Боливия
Бразилия
Ватикан
Великобритания
Венгрия
Венесуэла
Вьетнам
Габон
Гана
Германия
Гонконг
Греция
Грузия
Дания
Доминика
Доминикана
Египет
Замбия
Зимбабве
Израиль
Индия
Индонезия
Иордания
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Кабо-Верде
Казахстан
Камбоджа
Камерун
Канада
Кения
Кипр
Китай
Кот-д'Ивуар
Куба
Латвия
Литва
Люксембург
Мадагаскар
Малави
Малайзия
Мали
Мальдивы
Мальта
Марокко
Мексика
Монако
Намибия
Нидерланды
Норвегия
ОАЭ
Польша
Португалия
Россия
Сан-Марино
Сенегал
Сингапур
Словения
США
Таиланд
Танзания
Тунис
Турция
Украина
Филиппины
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Швейцария
Швеция
Шри-Ланка
Эстония
Эфиопия
ЮАР
Южная Корея
Япония
Черный карнавал
Бразильцы, как и русские, душевны, гостеприимны и не вполне законопослушны, а бразильянки еще и делят с россиянками славу красивейших женщин мира. Жителей этой дивной страны не смутить курсом доллара и ценой барреля – местные автомобили ездят на растительном спирте, распространяя легкий запах перегара, отчего кажется, что все здесь слегка с бодуна. Некоторые считают, что для души у бразильцев футбол, который всегда, а не карнавал, который раз в году. Я с этим никогда не мог согласиться и, дабы проверить все на собственном опыте, поехал на карнавал, но не в Рио, а в Салвадор-де-Баия, известный у нас по фильму «Генералы песчаных карьеров». Знатоки говорят, что именно там бьется и трепещет истинное сердце страны. Здешний карнавал называют черным не по причине его инфернальности, просто в этом самом африканском городе самой африканской страны Америки чернокожих вдвое больше, чем в среднем по стране: их здесь 80 процентов. Индейцами тут почти и не пахнет, единственный встреченный мной на карнавале краснокожий был конным и вел себя, как подвыпивший оперенный казак.
Самба – это африканский ритм, живущий в крови бразильской нации, и в карнавале он проявляется наиболее ярко.
За то, чтобы стать свидетелем, а то и участником этого разгула, приезжие белые платят недешево. Старшее поколение на карнавальную неделю предпочитает уезжать из города, а в центр подтягивается молодежь из бедных кварталов – для многих это первый или единственный в жизни бал. Как такое упустить? В первый же выход из моего кармана пропала сотня реалов, но документы остались нетронутыми. Один чернявый амиго попытался сорвать у меня с руки часы, но безуспешно. Мне попадались сообщения, что только после первого дня праздника на улицах было найдено более 300 иностранных паспортов. О количестве утраченных при этом бумажников статистика деликатно умалчивала.
Белым на карнавале рекомендуют ходить втроем-вчетвером и держаться ближе к полицейским, которые на специальных помостах восседают через каждые 200 метров. Драки тут вспыхивают как порох и вмиг становятся групповыми. С утра окрестности полицейского околотка напоминали полотно Сурикова «Утро стрелецкой казни»: одни ждали скорого суда, другие наказания, третьи друзей-приятелей.
Легкий налет криминальности только придает карнавалу привкус особой пикантности, который пряной специей примешивается к ауре всеобщей любви, царящей в это время на улицах. В отличие от глянцевого шоу в Рио-де-Жанейро это живое народное гулянье с песнями и танцами, чувственное и вдохновенное, еще не затертое и не опошленное.
Формально торжество начинается в последнюю субботу февраля и продолжается до глубокой ночи вторника. Но уже в четверг большинство предприятий, магазинов и церквей закрываются на неделю. Бурное ликование масс сопровождается потреблением неимоверного количества пива и дешевой капириньи – водки из сахарного тростника. При этом ни одного в стельку пьяного мне за всю неделю на глаза не попалось. То ли климат тут такой, то ли напитки, то ли полиция, то ли традиция.
Старый карнавальный принцип гласит, что в жизни серьезно стоит относиться только к веселью. Готовятся бразильцы к карнавалу целый год, каждый раз сочиняют для него новую музыку, которую крутят по радио аж с Рождества. Танцы начинаются с заходом солнца, часов в 6-7, и продолжаются до утра. Существуют и дневные проходы, но большинство танцоров и зрителей в это время отсыпаются на картонках прямо на тротуаре, не обращая внимания на снующих вокруг тараканов с палец величиной.
Ангольское слово «самба» означает «телодвижения с соприкосновением животами», символизировавшие плодородие в африканских ритуалах. Танец, унаследовавший от африканской культуры чувственность и бешеный ритм, исполняется при минимуме, а то и отсутствии одежды на девичьих телах. По энергозатратам исполнители самбы могут соперничать разве только что с футболистами, поэтому танцевать самбу – прерогатива молоденьких крепеньких барышень, дамы постарше просто не выдерживают таких многочасовых трясок.
Бразильский карнавал являет собой воплощение идеи театра в чистом виде, так как в нем происходит полное слияние публики и актеров. Крупнейший в мире спектакль уличного театра держится на преображении пространства. Асфальтированные улицы города превращаются в бесконечный танцзал. Дома становятся ложами и декорациями, среди которых человек волен выпустить на свободу всех птиц, таящихся в его подсознании.
В отличие от карнавала в Рио, где все крутится вокруг роскошных аллегорических платформ, в Салвадоре шоу-самоходки – это двухэтажные концертные ковчеги «трио-элетрико». По энерговооруженности они сравнимы с промышленной лесопилкой, так что находиться рядом даже небезопасно: стена звука из сверхмощных динамиков бьет в грудь, а низкие частоты ощутимо резонируют с ударами сердца. Наверху располагаются режиссеры действа, музыкальная группа, танцовщицы и танцоры, модели, популярные певцы и иные персонажи вроде крепких жизнерадостных карликов. Оценка шествия производится по множеству критериев: насколько слаженно шли, как двигались танцоры и звучал оркестр, чем исполнители иллюстрировали выбранную тему и смогли ли завести зрителей.
Темы аллегорических представлений могут быть самыми разными: эпизод из истории страны или мира, религиозная притча, защита лесов Амазонии... Но наиболее традиционны и популярны сюжеты, воспевающие африканские корни бразильцев. Даже если это шествие египетских жрецов, вам обязательно споют и спляшут нечто распевно-ритмичное на мотивы «мамы Африки». Иногда они скрыты, как в случае с танго, иногда более явны – как в ритуальных танцах афробразильского культа кандобле. Самба-де-рода, макулеле, макумба, капоэйра – считается, что эти бразильские танцы имеют скрытое отношение к тайной энергии его духов ориша.
Цель и кульминация карнавального шествия – проход по самбадрому. Процессии следуют по этой полосе, как волны жизни, – одна за другой, чередуя школы, культуры, поколения. По-настоящему драйв всеобщего единения можно ощутить именно здесь. Движения танцоров подчинены даже не ритму, а некоему вселенскому дирижеру. Хлопок руками, поворот, шаг вперед, легкий наклон, вращение... Мимика подчеркнуто бесстрастна. Черные юноши мелким бесом ввинчиваются торсами в танцевальное поле самбадрома, девушки грациозно рассекают его движениями бедер и рук, охаживают, окручивают парней. Все это держится на буйном ритме, который яростно выколачивают сотни следующих за процессией барабанщиков. Духи барабанов – а афробразильцы в них верят – превращают всех участников и зрителей карнавала в жизнерадостных зомби. Происходящее напоминает радение в честь снизошедших на всех духов жизнелюбия.
Мулатки Баии считаются красивейшими в мире. Здесь при оценке женских достоинств в центре всеобщего внимания оказывается не грудь, а попа – ценится ее округлость, компактность и подвижность. Говорят, такими формами они обязаны ежедневным пешим прогулкам по пересеченной местности: сначала в школу, а потом на работу.
Каждый год бразильский Минздрав раздает перед карнавалом презервативы – в прошлом году их было больше 18 миллионов. Главным последствием карнавального веселья является следующий через девять месяцев всплеск рождаемости. В один из праздничных дней горожане дают друг другу свободу: жены отпускают на поиски приключений мужей, а мужья – жен. Кстати сказать, юные бразильянки стихийного воспитания начинают половую жизнь уже лет с 10-11, а в 12 нередко становятся мамами. Несмотря на католические строгости, бразильцы смотрят на это спокойно и с пониманием, как на вещи само собой разумеющиеся. Существует даже мнение, что местная девушка считается сексапильной только до 13 лет.
Споры вокруг карнавала среди бразильской просвещенной публики столь же популярны, как в России вокруг национальной идеи. Все сходятся на одном: карнавал – великий демократизатор, превращающий всех участников в братьев и сестер, а при благоприятном сочетании обстоятельств – в любовников.
ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
Для оформления визы в консульском отделе посольства Бразилии (Б.Никитская, 54, м. «Баррикадная», 363 03 69, www.brasemb.ru). Необходимы: приглашение, анкета, фотография 3х4, загранпаспорт и копия авиабилета. Время оформления – 5 рабочих дней, сбор – 1 850 р.
Из Москвы в Салвадор-де-Баия и обратно можно слетать за 2 229 долл. самолетами авиакомпании Lufthansa с пересадками во Франкфурте-на-Майне и Рио-де-Жанейро
Самый популярный сувенир из Бразилии – индейский амулет или статуэтка в виде фиги. Поднятая вверх фига не является укором небесам или насмешкой недругам, скорее это бразильский вариант «но пасаран»: кукиш там трактуют как символ, отваживающий злых духов и приманивающий удачу. Натуральные драгоценные камни – бриллианты, изумруды, топазы – здесь выше качеством и значительно дешевле, чем в России
Наличные деньги не принято носить в карманах, даже в маленькие магазинчики ходят с банковскими книжками или карточками. При походе на карнавал не стоит брать крупных денег, дорогих часов и украшений
Билеты на трибуны самбадрома в Рио стоят 150-200 долл., если забронированы заранее, непосредственно перед карнавалом могут взлететь в цене и до 1-2 тысяч
Большая часть территории Бразилии – это не Амазония, а лесостепи. Соответственно, диких обезьян в Бразилии не так уж и много, как принято думать
Время на побережье Бразилии опережает московское на шесть часов летом и на семь зимой
За один доллар дают 3,5 реала
Владимир Задера
30 октября 2012