- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Алжир
- Ангола
- Андорра
- Аргентина
- Армения
- Беларусь
- Бельгия
- Бенин
- Болгария
- Боливия
- Бразилия
- Ватикан
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Вьетнам
- Габон
- Гана
- Германия
- Гонконг
- Греция
- Грузия
- Дания
- Доминика
- Доминикана
- Египет
- Замбия
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Иордания
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Кабо-Верде
- Казахстан
- Камбоджа
- Камерун
- Канада
- Кения
- Кипр
- Китай
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Литва
- Люксембург
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Мальдивы
- Мальта
- Марокко
- Мексика
- Монако
- Намибия
- Нидерланды
- Норвегия
- ОАЭ
- Польша
- Португалия
- Россия
- Сан-Марино
- Сенегал
- Сингапур
- Словения
- США
- Таиланд
- Танзания
- Тунис
- Турция
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Черногория
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Шри-Ланка
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Корея
- Япония
Места для влюбленных и контролеры-«бодигарды» пражского метро
Для многих иностранных туристов настоящая, а не экскурсионная Прага, начинается со слов: «Пожалуйста, завершите выход и посадку, двери закрываются». Вежливые слова в начале пражских каникул подбадривают и рисуют в мыслях прекрасный отдых в старинном городе. Корреспондент белорусской газеты «Звязда» не только восхищался в чешской столице готической архитектурой, но и спустился в пражский метрополитен, где воочию увидел «черных пассажиров», силачей-контролеров, отсутствие турникетов и жетонов, которые в пражском метрополитене заменяют обычные билетики.
Вагоны для... знакомств
Что такое пражский метрополитен? Это 59 километров извилистых туннелей и практичных, как складной ножик, платформ, на которых время от времени можно увидеть человека с велосипедом, что невозможно в минском метро. Пражский «андеграунд» — это не минималистическая минская подземка. И не стокгольмское метро, в котором довольно часто проводят художественные выставки, инсталляции и которое считают одним из наиболее со вкусом отделанных метрополитенов в мире.
Интересно, что пражское метро открыли в День Победы. А точнее, 9 мая 1974 года в годовщину освобождения чешской столицы от фашистских захватчиков. Заметим, что местный метрополитен комплектовали благодаря советским поставкам. Так, для строительства линии «А» из СССР в тогдашнюю Чехословакию поставили эскалаторы и 43 тысячи тонн чугунных тюбингов! Это было более 30 лет назад. Сегодня пражское метро за год может перевезти уже почти 600 миллионов пассажиров. С творческими подходами у местных метрополитенщиков, как пишут чешские газеты, тоже все хорошо. В быстрых подземных электричках до конца этого года должны появиться специальные вагоны для тех, кто еще... не встретил свою любовь. Вот и пойдут ребята знакомиться с девушками не на дискотеку или Вацлавскую площадь, а в метро — чтобы отправиться в романтическое подземное путешествие.
Хороший пассажир — «белый» пассажир
Но главная особенность пражского транспорта — это билеты на определенный срок проезда в метро, трамвае или автобусе. Единый тариф действует на все виды транспорта. И если ты хочешь «перепрыгнуть» из метро в трамвай, тебе не нужно покупать новый билет: просто наблюдай, чтобы не истек срок действия проездного, который указан пробитым внизу бумажки. А если так случилось, пробивай второй, третий или четвертый — в зависимости от того, сколько времени ты проведешь в вагоне или в салоне автобуса. Примечательно, что в метро вообще отсутствуют турникеты и очереди за билетами, как это обычно бывает в Минске. Твой билет на входе никто не проверяет. Все сделано так, чтобы ты комфортно смог проехать из пункта A в пункт B. Разумеется, с билетом в кармане. На «зайцев», которых на родине Карла Чапека называют «черными пассажирами», там есть своя управа — билетная инспекция. Крепкие мужчины в солидных костюмах, как телохранители из американских боевиков, время от времени патрулируют вестибюли метро, могут ждать тебя около эскалаторов, зайти в вагон и с улыбкой, по-хорошему попросить билет или проездной. А если билет от тебя не получат, то попросят заплатить штраф в размере 30 евро. Ты, безусловно, можешь сказать, что нет, так как только с самолета, чешский язык никогда не слышал, как и не слышал о том, что в метро также ходит контролер. Уверен, ты удивишься, что ими в Праге работают почти культуристы. И в этот момент ты, наверное, захочешь сбежать, потому что зачем тебе тратить 30 евро... Однако, за спинами этих «бодигардов» уже будет стоять парень из спецподразделения, который никогда не позволит тебе стать «героем».
Несмотря на подобную меру предосторожности, «черные пассажиры» составляют приличное количество посетителей метро. И подобная демократия приводит к тому, что пражское транспортное предприятие ежегодно теряет миллиарды крон. Появилось даже предложение вернуть в метро турникеты, которых там не было с середины 1980-х. Можно только представить, что происходило бы в Минске, если бы вместо жетонов начали продавать билеты и убрали все турникеты, так как даже в Чехии хватает желающих не платить за проезд. А потому, как в поговорке, «почитай чужое, но люби свое». Минчанам и с жетоном в кармане уютно.
Тарас Щирый.
25 ноября 2013