- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Алжир
- Ангола
- Андорра
- Аргентина
- Армения
- Беларусь
- Бельгия
- Бенин
- Болгария
- Боливия
- Бразилия
- Ватикан
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Вьетнам
- Габон
- Гана
- Германия
- Гонконг
- Греция
- Грузия
- Дания
- Доминика
- Доминикана
- Египет
- Замбия
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Иордания
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Кабо-Верде
- Казахстан
- Камбоджа
- Камерун
- Канада
- Кения
- Кипр
- Китай
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Литва
- Люксембург
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Мальдивы
- Мальта
- Марокко
- Мексика
- Монако
- Намибия
- Нидерланды
- Норвегия
- ОАЭ
- Польша
- Португалия
- Россия
- Сан-Марино
- Сенегал
- Сингапур
- Словения
- США
- Таиланд
- Танзания
- Тунис
- Турция
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Черногория
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Шри-Ланка
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Корея
- Япония
Храм Боробудур на острове Ява – симфония из камня
Основные памятники индонезийской древности сохранились преимущественно на острове Ява. Это многочисленные индуистские и буддийские храмы, которые в Индонезии носят название чанди. Самым грандиозным из них по праву считается чанди Боробудур, расположенный примерно в часе езды от Джокьякарты. Не случайно в мире этот храм величают и восьмым чудом света, и симфонией из камня, и гимном Будде.
До сих пор не умолкают споры о том, что же может значить само слово “боробудур”, и не правильнее ли будет писать его как “баробудур.” Ученые пришли к согласию лишь в том, что состоит оно из двух частей – “боро, или бара” и “будур”. По одной из версий “бара” происходит от санскритского слова “вихара”, что значит комплекс храмов или монастырей, а “будур” напоминает балийское “бедухур”, что означает “наверху”. Следовательно, само название можно расшифровать как “комплекс храмов на холме”. По другой версии слово “боробудур” можно трактовать как санскритское “бхарабудда”, то есть “множество Будд”. Третья версия гласит, что “Бора” это название местности, а “будур” – означает “древность”. Всё вместе, следовательно, переводится как “Древняя Бора”, но что это за “Бора” такая, никто не знает. Существует и другие, ещё более запутанные и противоречивые версии. Впрочем, оставим научные споры ученым и познакомиться лучше поближе с одним из крупнейших буддийских храмов за пределами Индии и Камбоджи.
Боробудур был возведен в конце VIII – начале IX в. во время правления династии Шайлендра из суматранской империи Шривиджая. Храм сооружен вокруг естественного холма, обложенного каменными блоками, и имеет вид ступенчатой пирамиды с основанием 123 м. и высотой около 32 м. А первоначально высота от подножия до макушки некогда венчавшего храм шпиля превышала 40 метров.
Множество паломников и туристов ежегодно посещают Боробудур, но ещё никому из них не удалось проникнуть внутрь храма. Дело в том, что на самом деле это невозможно - ведь Боробудур не имеет внутреннего пространства. Он состоит из основания, пяти нижних прямоугольных и трех верхних концентрических галерей, обращенных к расположенным невдалеке горам. С ними, кстати, связана одна из легенд о создании Боробудура. Она гласит, что с незапамятных времен остров Ява плавал по волнам мирового океана. Местные жители были этим очень обеспокоены, и поэтому остров пришлось прибить гвоздем к центру земли, чтобы он случайно не уплыл куда-нибудь. Постепенно вокруг этого гвоздя сформировался холм, и уже вокруг этого холма был возведен Боробудур. Место вокруг гвоздя стало известно как долина Кеду, ее “обрамляют” горы-близнецы Мерапи и Марбабу на востоке и Сумбинг и Синдоро на северо-западе. Красота действующего вулкана Мерапи, название которого и происходит от слова “огонь” (api), поистине затмевает все вокруг. Над остроконечной вершиной Мерапи постоянно висят клубы дыма, а в ясную погоду этот один из самых активных в мире вулканов отчетливо виден прямо с Боробудура. Если с вершины храма посмотреть на окружающую его горную цепь, то можно как будто различить гигантские черты лица какого-то человека, возлежащего на вершинах гор. Согласно преданию, это не кто иной как создатель Боробудура Гунадарма, чье имя означает “он сделал добро”. Уже много сотен лет Гунадарма отдыхает, охраняя свое творение, в котором он наглядно воплотил учение Будды, призванное помочь человеку освободиться от земных страданий.
Боробудур – это воплощенная в камне философия буддизма, своеобразная модель вселенной. Девять ярусов храма символизируют ступени, которые проходит человек, прежде чем освободиться от порочного круга житейских страданий, вырваться из лабиринта бесконечных перерождений, очиститься и достичь нирваны, то есть абсолютного покоя. Это камадхату – сфера желания, рупадхату – сфера телесной формы и арупадхату – сфера небесного, или бестелесного. Буддисты верят, что, если человеку удалось вырваться из этого лабиринта, после его смерти душа отделяется от тела, перевоплощается тысячи раз и, наконец, находит покой в нирване.
Основание храма, ныне заложенное каменными плитами, представляет собой самый нижний, греховный уровень, наполненный болью и чувственными желаниями. По одной из версий 160 рельефов основания, содержащих садистские и сексуальные сцены, были закрыты по причине их исключительной непристойности. Однако большинство ученых придерживаются мнения, что нижний уровень пришлось закрыть для того, чтобы укрепить основание храма, которое начало постепенно проседать под собственной тяжестью. Сейчас специально для посетителей сняли несколько плит, чтобы дать возможность полностью оценить замысел создателей Боробудура.
Храм ориентирован по четырем странам света, причем каждая сторона имеет свой вход и лестницу. Однако по традиции центральным считается вход с востока, и именно оттуда начинается повествование, воплощенное в рельефах второго уровня, общая длина которых превышает пять километров. Именно эти рельефы, отличающиеся строгой, уравновешенной композицией и связанные единым ритмом сюжетного повествования, составляют славу и гордость величайшего буддийского храма. Несмотря на то, что рельефы второго уровня Боробудура повествуют о жизни Будды, об этапах развития буддизма, о деяниях человека и их связи с кармой, согласно которой положение человека в настоящей жизни зависит от его поведения в прошлых существованиях, эту часть храма вполне можно назвать энциклопедией жизни яванцев VIII века. По ним посетитель может живо представить себе повседневную жизнь, обычаи, пищу, животных, средства передвижения, музыкальные инструменты яванцев, живших тринадцать веков назад. Порой изображения настолько документальны, что могут служить источником информации для ученых. Так, например, на основе рельефа, рассказывающего о путешествиях принца Хиры, проповедовавшего философию буддизма, удалось реально воссоздать модель древнего яванского корабля.
Однако чем выше поднимается посетитель, тем более плоскими, графичными и отвлеченными становятся рельефы, поскольку по замыслу создателей душа постепенно освобождается от всего мирского. Человек, который сначала идет словно по открытому сверху туннелю, по стенам которого в два ряда тянутся нескончаемые рельефы, расположенные в два яруса, постепенно как бы покидает земные пределы и переходит на открытые концентрические террасы, символизирующие небесные сферы – третий уровень храма. Здесь нет иных украшений, кроме симметрично расположенных фигур Будды, укрытых ажурными колпаками в форме больших колоколов. Семьдесят два колпака, скрывающие семьдесят две статуи, называются ступами. Сквозь решетчатые стенки каменные будды одновременно и видны, и не видны, от чего чувство реальности постепенно стирается. Согласно замыслу, это должно символизировать переход от телесного состояния к внетелесному. Предание гласит, что, если дотронуться до Будды, сидящего в позе лотоса внутри ступы, то можно обрести счастье и благополучие. Наиболее “эффективным” считается касание большого пальца ноги или пятки.
В прежние времена общее число статуй Будды на нижних и верхних галереях храма достигало более 500. Но к несчастью, время и землетрясения нанесли святилищу невосполнимый урон. Не последнюю роль, кстати, сыграли и люди – в колониальный период здесь плотно работали охотники за антиквариатом, и в результате многие статуи были похищены похищены, чтобы стать украшением частных коллекций в богатых домах Европы и Америки.
Вершину храма венчает полностью закрытая ступа высотой семь метров. Внутри нее находится последняя, самая большая статуя Будды, которую невозможно увидеть. С этой статуей связана ещё одна из многочисленных тайн Боробудура, которые до сих пор вызывают споры в научных кругах. Дело в том, что когда храм был обнаружен впервые, статую, у которой не было головы, нашли лежащей на полу. По одной из версий, голова откололась во время землетрясения, когда-то разрушившего храм, но найти её так и не удалось. Само по себе это довольно странно, ведь внушительные размеры ставят под сомнение возможность того, что она была кем-то увезена, как произошло с другими, не такими крупными статуями. По другой версии статуя изначально не была закончена по каким-то причинам. И если так считать, то финальная точка в строительстве храма была поставлена только спустя несколько столетий после начала строительства, когда во время реставрации центральную статую Будды установили, наконец, на предназначенное для неё место.
История восстановления Боробудура началась около 200 лет назад, когда 1814 году англичанин Т. Раффлз, представитель колониальных властей на Яве, узнал, что недалеко от Джокьякарты находится полуразрушенный каменный холм, представляющий собой развалины древнего храма. К этому моменту храм уже несколько веков был заброшенным. Землетрясения и извержения вулканов засыпали его землей и пеплом, а буйная тропическая растительность довершила дело, целиком скрыв Боробудур от людских глаз. По поручению Т. Раффлза в 1815 году начались раскопки, первый период которых завершился в 1911 году. В результате этих работ, однако, состояние храма вовсе не улучшилось, а скорее наоборот ухудшилось, поскольку к его камням получили доступ не только тропические дожди, но и охотники за древностями. Пористый камень андезит впитывал влагу, как губка, грунтовые воды безжалостно подмывали основание храма, а вандалы растаскивали на сувениры статуи.
Второй этап реставрации Боробудура начался в 1969 году, когда реставраторы пошли на риск и разобрали храм, чтобы спасти его от разрушения. Объем работ был колоссальным. Все камни, статуи, барельефы переписали, почистили подшлифовали, а потом покрыли специальным защитным раствором и собрали вновь. Из разбросанных вокруг 10 тысяч камней было вытесано и уложено около 5 тысяч новых фрагментов-заменителей, помеченных белой краской. В общей сложности на реставрацию храма ушло около 15 лет, но величайшее творение человеческого гения удалось сохранить для будущих поколений. Во многом успешному завершению работ способствовал технический прогресс. Все информацию о весе, размере, форме и цвета каждого камня, каждой плиты кодировали и записывали в компьютеры, чтобы затем безошибочно определить, что куда положить, и какой именно статуе Будды принадлежит та или иная голова из валяющихся у подножия храма (это совсем не шутка: до начала реставрации Боробудура 280 из 504 статуй Будды были без голов).
В ходе работ было подсчитано, что на сооружение храма ушло 55 тысяч кубических метров камня. Безымянные строители, не знавшие извести и цемента, плотно укладывали каменные блоки, скрепляя их с помощью замка – соединения выступа одного камня с выемкой другого. Однако до конца разгадать тайны строительства Боробудура так и не удалось. До сих пор не найдена, к примеру, каменоломня, где добывали и обрабатывали каменные блоки, из которых сложен храмовый комплекс.
В прежние времена долина Кеду, где расположен храм, считалась священной. Кроме Боробудура там почти одновременно было возведено два других буддийских храма - Медут, в трех километрах от него, и Павон, в полутора. Все три они составляют единое целое.
Сегодня храмовый комплекс Боробудур на Яве привлекает не только туристов, но и многочисленных буддийских паломников. Расположившись на прохладных камнях, люди непроизвольно забывают о повседневных тревогах и погружаются в себя. Тишина и покой. Если они и могут сниться, то только на террасах Боробудура – застывшего навечно каменного великана. Конечно, чтобы впитать исходящую от храма энергию умиротворения, нужно настроить себя на соответствующий лад. Однако замечено, что даже самые энергичные посетители мало-помалу успокаиваются на древних плитах, и воцаряется тишина. Ею окутаны застывшие в толще столетий и устремившие взоры на все четыре стороны света каменные Будды.
04 ноября 2012