- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Алжир
- Ангола
- Андорра
- Аргентина
- Армения
- Беларусь
- Бельгия
- Бенин
- Болгария
- Боливия
- Бразилия
- Ватикан
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Вьетнам
- Габон
- Гана
- Германия
- Гонконг
- Греция
- Грузия
- Дания
- Доминика
- Доминикана
- Египет
- Замбия
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Иордания
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Кабо-Верде
- Казахстан
- Камбоджа
- Камерун
- Канада
- Кения
- Кипр
- Китай
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Литва
- Люксембург
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Мальдивы
- Мальта
- Марокко
- Мексика
- Монако
- Намибия
- Нидерланды
- Норвегия
- ОАЭ
- Польша
- Португалия
- Россия
- Сан-Марино
- Сенегал
- Сингапур
- Словения
- США
- Таиланд
- Танзания
- Тунис
- Турция
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Черногория
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Шри-Ланка
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Корея
- Япония
Собор Парижской Богоматери Notre Dame de Paris
На месте нахождения Собора Парижской Богоматери в античные времена располагался древнеримский храм, затем здесь была христианская базилика, и лишь 1163 году епископ Морис де Сюлли решил построить собор. Строительство начиналось с хоров, затем начали возводить нефы. Фасад был закончен в 1200 году, когда епископом был уже Эде де Сюлли. Строительство башен закончилось в 1245 году. Архитектор Жан де Шелль спроектировал капеллы в хорах и боковых нефах. Затем началась постройка фасада с северной стороны и фасада с южной стороны. Окончанием строительства Собора Парижской Богоматери считается 1345 год.
В течение многих лет в результате войн и разрушений, собор менял свой первоначальный облик. В 1802 году собор вновь был освящен для того чтобы провести в 1804 году торжественную коронацию Наполеона I, которую проводил Папа Пий VII. Позже Виолле-ле-Люк произвел реставрацию, которая продолжалась в 1844-1864 гг.
Собор Парижской Богоматери представляет собой идеально гармоничное по форме и стилю здание. Фасад собора разделен вертикально и горизонтально на три части. Вертикальное разделение обеспечивают пилястры, а горизонтальное – ярусы. В свою очередь нижний ярус состоит из трех порталов. На аркаде, расположенной над пилястрами находятся в нишах 28 статуй, которые представляют королей Иудеи и Израиля. Во время Революции народ решил, что это французские короли и сверг их, затем статуи были возвращены на свои места.
Второй ярус украшает окно-розетка, которое в диаметре составляет 10 метров. Также этот ярус украшен скульптурной композицией, в которой Дева Мария с младенцем окружена ангелами. Верхний ярус состоит из аркатур, переплетающихся между собой, они объединяют две башни, которые во время реставрации завершены не были. Фигуры, которые разместил здесь Виолле-ле-Дюк – это страшные чудовища: монстры, химеры, чудовищные птицы. Они словно смотрят на Париж свысока.
Поразительны размеры собора внутри. Здесь одновременно могут присутствовать 9000 человек. Главное помещение собора высотой в 35 метров, шириной – 50 метров и длиной – 130 метров разделяют на 5 нефов колонны 5-метрового диаметра. Двойная галерея из аркатур стрельчатой формы держится на огромных колоннах. Галерея заканчивается большими окнами, которые обеспечивают освещение собора. Над алтарем установлена статуя Пьетты, которую изваял Никола Кусту. С одной стороны Пьетты расположена статуя Людовика XIV – творение Гийома Кусту, а с другой стороны – Людовика XIV – работа скульптора Куазевокса.
Перед собором есть известная отметка, которая называется «нулевой километр», от нее отмеряются все расстояния во Франции. Существует традиция, что тот, кто встанет на эту точку и загадает желание, оно непременно сбудется. Желающие увидеть химер и чудовищ верхнего яруса поближе, а также посмотреть великолепную панораму Парижа, поднимаются по лестнице из 387 ступеней на Северную башню.