Абхазия
Австралия
Австрия
Азербайджан
Алжир
Ангола
Андорра
Аргентина
Армения
Беларусь
Бельгия
Бенин
Болгария
Боливия
Бразилия
Ватикан
Великобритания
Венгрия
Венесуэла
Вьетнам
Габон
Гана
Германия
Гонконг
Греция
Грузия
Дания
Доминика
Доминикана
Египет
Замбия
Зимбабве
Израиль
Индия
Индонезия
Иордания
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Кабо-Верде
Казахстан
Камбоджа
Камерун
Канада
Кения
Кипр
Китай
Кот-д'Ивуар
Куба
Латвия
Литва
Люксембург
Мадагаскар
Малави
Малайзия
Мали
Мальдивы
Мальта
Марокко
Мексика
Монако
Намибия
Нидерланды
Норвегия
ОАЭ
Польша
Португалия
Россия
Сан-Марино
Сенегал
Сингапур
Словения
США
Таиланд
Танзания
Тунис
Турция
Украина
Филиппины
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Швейцария
Швеция
Шри-Ланка
Эстония
Эфиопия
ЮАР
Южная Корея
Япония
Собор Парижской Богоматери Notre Dame de Paris
На месте нахождения Собора Парижской Богоматери в античные времена располагался древнеримский храм, затем здесь была христианская базилика, и лишь 1163 году епископ Морис де Сюлли решил построить собор. Строительство начиналось с хоров, затем начали возводить нефы. Фасад был закончен в 1200 году, когда епископом был уже Эде де Сюлли. Строительство башен закончилось в 1245 году. Архитектор Жан де Шелль спроектировал капеллы в хорах и боковых нефах. Затем началась постройка фасада с северной стороны и фасада с южной стороны. Окончанием строительства Собора Парижской Богоматери считается 1345 год.
В течение многих лет в результате войн и разрушений, собор менял свой первоначальный облик. В 1802 году собор вновь был освящен для того чтобы провести в 1804 году торжественную коронацию Наполеона I, которую проводил Папа Пий VII. Позже Виолле-ле-Люк произвел реставрацию, которая продолжалась в 1844-1864 гг.
Собор Парижской Богоматери представляет собой идеально гармоничное по форме и стилю здание. Фасад собора разделен вертикально и горизонтально на три части. Вертикальное разделение обеспечивают пилястры, а горизонтальное – ярусы. В свою очередь нижний ярус состоит из трех порталов. На аркаде, расположенной над пилястрами находятся в нишах 28 статуй, которые представляют королей Иудеи и Израиля. Во время Революции народ решил, что это французские короли и сверг их, затем статуи были возвращены на свои места.
Второй ярус украшает окно-розетка, которое в диаметре составляет 10 метров. Также этот ярус украшен скульптурной композицией, в которой Дева Мария с младенцем окружена ангелами. Верхний ярус состоит из аркатур, переплетающихся между собой, они объединяют две башни, которые во время реставрации завершены не были. Фигуры, которые разместил здесь Виолле-ле-Дюк – это страшные чудовища: монстры, химеры, чудовищные птицы. Они словно смотрят на Париж свысока.
Поразительны размеры собора внутри. Здесь одновременно могут присутствовать 9000 человек. Главное помещение собора высотой в 35 метров, шириной – 50 метров и длиной – 130 метров разделяют на 5 нефов колонны 5-метрового диаметра. Двойная галерея из аркатур стрельчатой формы держится на огромных колоннах. Галерея заканчивается большими окнами, которые обеспечивают освещение собора. Над алтарем установлена статуя Пьетты, которую изваял Никола Кусту. С одной стороны Пьетты расположена статуя Людовика XIV – творение Гийома Кусту, а с другой стороны – Людовика XIV – работа скульптора Куазевокса.
Перед собором есть известная отметка, которая называется «нулевой километр», от нее отмеряются все расстояния во Франции. Существует традиция, что тот, кто встанет на эту точку и загадает желание, оно непременно сбудется. Желающие увидеть химер и чудовищ верхнего яруса поближе, а также посмотреть великолепную панораму Парижа, поднимаются по лестнице из 387 ступеней на Северную башню.