- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Алжир
- Ангола
- Андорра
- Аргентина
- Армения
- Беларусь
- Бельгия
- Бенин
- Болгария
- Боливия
- Бразилия
- Ватикан
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Вьетнам
- Габон
- Гана
- Германия
- Гонконг
- Греция
- Грузия
- Дания
- Доминика
- Доминикана
- Египет
- Замбия
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Иордания
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Кабо-Верде
- Казахстан
- Камбоджа
- Камерун
- Канада
- Кения
- Кипр
- Китай
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Литва
- Люксембург
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Мальдивы
- Мальта
- Марокко
- Мексика
- Монако
- Намибия
- Нидерланды
- Норвегия
- ОАЭ
- Польша
- Португалия
- Россия
- Сан-Марино
- Сенегал
- Сингапур
- Словения
- США
- Таиланд
- Танзания
- Тунис
- Турция
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Черногория
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Шри-Ланка
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Корея
- Япония
Музей Императорского фарфорового завода
Производить петербургский фарфор начали уже достаточно давно, почти три века назад. У власти тогда находилась императрица Елизавета Петровна, и именно она сыграла важнейшую роль в развитии этой промышленности, издав свой указ в 1744 году. Так было создано первое в стране фарфоровое предприятие.
В 1837-1838 годах достаточно успешные выставки-продажи показали, что публика интересуется изделиями этого предприятия.
Прошло сто лет с момента открытия Императорского фарфорового завода, и он, уже известный на всю Европу, отмечал свой юбилей. В честь такого важного события император Николай I приказывает создать музей фарфора России.
Открытый при заводе музей совершенствовался и развивался одновременно с производством фарфора в России. Здание завода, первый этаж которого было передано музею, тоже представляет собой достаточно интересный образец промышленной архитектуры.
В 18-19 веках самые интересные изделия завода тщательно отбирались и пополняли коллекции резиденций царя. Например, одним из таких шедевров до сих пор считается белая экспериментальная чашечка, которую создал мастер Д.И.Виноградов еще задолго до того, как стал известным благодаря своим работам.
Император Александра III ввел традицию изготавливать все авторские работы в двух экземплярах, один из которых впоследствии передавался в фонд музея. Именно так в стенах музея и появился удивительный сервиз «Рафаэлевский», который считался самой дорогой работой на то время, а сам процесс его изготовления занял достаточно много времени и поэтому его стали считать еще и самым долгим проектом Императорского завода. Название его тоже не случайно, орнамент на сервизе повторяет выполненные великим Рафаэлем фрески Ватиканских Лоджий.
Музей также считался и превосходной школой мастерства, в которой обучались скульпторы и художники музея. Эти люди получили поистине уникальную возможность прямо на месте производства изучать искусство фарфора.
Когда началась Первая мировая война было принято решение эвакуировать завод в Петрозаводск, а внутри его помещений впоследствии организовали лазарет для раненых. После революции на долю самого завода, как и музея, приходятся сложные времена. Они настолько часто меняют свое месторасположение, что хрупкая экспозиция постоянно уменьшается, поэтому приходится сокращать и выставочные площади. С наступлением Великой Отечественной войны завод в очередной раз пришлось остановить, а его коллекцию эвакуируют на Урал.
И только спустя 30 лет после того, как окончилась война, музей наконец-то возвращается в административное здание Ленинградского фарфорового завода. А в 2005 принимается решение о возвращении ему первоначального названия «Императорского фарфорового завода».
Собрание этого музея с 2001 года передается в ведение Государственного Эрмитажа. Ранее заводская коллекция была недоступна на обычных посетителей, теперь же это интереснейший современный музей. Его оборудовали в соответствии с новейшими технологиями музейного дела, а фонды превышают 30 000 разнообразных изделий. Открыты два зала и на их витринах все желающие могут ознакомиться с шестью сотнями великолепных экспонатов. В планах открытие еще одного, третьего по счету зала, в котором администрация музея решила демонстрировать фарфоровые шедевры 20-го века.