Страны мира
 

Ангкор: самое лучшее место для посещения храмов

 Проголосуйте в один клик

Ангкор: самое лучшее место для посещения храмов

Поздний вечер в наполненном благовониями зале в Ангкор-Ват. Уличного вида подросток в очках и рваных джинсах подходит к алтарю. На пластиковых плетеных циновках, женщины молятся статуе Будды, едва заметной сквозь густой дым жасмина. Гадалка с выражением читает Джатаки − рассказы о прошлых жизнях Будды − и от окружающих монастырей, окружённых не меньшего размера стоящими и сидящими статуями Будды, закутанного в шафрановые шелка и свежие гирлянды, звучит эхо отдалённого пения. Подросток снимает кроссовки, осторожно поместив их рядом с женскими шлёпанцами, и молча складывает руки вместе, чтобы присоединиться к группе в молитве.

Город-храм Ангкор является крупнейшим религиозным сооружением в мире - это архитектурное воплощение индуистских представлений о вселенной и несомненная жемчужина крупнейшего города храмов − в течение 600 лет и для десятков правителей, которые считали себя наполовину богами, наполовину царями. Известный сегодня, немного более прозаически, как Археологический парк Ангкор, расположенный на площади 150 квадратных миль, он был политическим и культурным центром кхмерской империи и на своем пике поддерживал население в один миллион.

Храмы остаются активными центрами веры и повседневной жизни и сегодня. Среди туристов, которые пересекают тротуары Ангкор-Ват из песчаника, чтобы изучить его внутренние помещения, дворы и крытые галереи, множество верующих. Галерея 1000 Будд в настоящее время лишена подавляющего большинства ее одноименных статуй – это жестокое разрушительное наследие эпохи красных кхмеров в начале 70-х. Тем не менее, духовное значение комплекса по сей день остается незыблемым.

С приближением вечера, солнечный свет медленно скользит через двор галереи, чтобы прикоснуться к тени и прохладе крытых переходов. Здесь, барельефы танцоров апсара и столбы с надписями на санскрите празднуют добрые дела в розовом свете. Источник пения оказывается Залом эхо, на северной стороне галереи. Как некогда делали коронованные кхмерские цари, группа молодых мальчиков использует здешнюю необычную акустику, стуча по груди − считается, что этот процесс доставляет психическое и физическое очищение.

Окружённый стеной и рвом, город Ангкор Том лежит примерно в миле к северу от Ангкор-Ват. Наиболее распространенный подход к этому растянутому комплексу, построенному королем Джаяварманом VII в качестве выражения своей власти в конце 12-го века − это выложенная камнем дорога к полуразрушенным Южным воротам. Несмотря на то, что его изящные, от времени окутанные мхом, ворота безусловно внушительны, его четыре гигантских головы бодхисаттвы блаженно смотрят вовне. Обеспокоенные проезжающими мотоциклами рикш, макаки высовывают свои головы из-под арки, чтобы посмотреть на происходящее, перед тем как беспечно ускользнуть в тень.

Точно в центре города стоит загадочный Байон – главный храм Джаявармана. Он построен почти век спустя после Ангкор-Ват, на его 54 каменных башнях вырезано более 200 огромных лиц; их сходство с известным своим высокомерием царём не считается случайным. Буддийский алтарь спрятан в темной башне Байон.

В Та Прохм (или Та Пром), к северо-востоку от Ангкор-Ват, море золотистых фикусов заливает более 39 храмов в различных стадиях разрушения, создавая причудливый клубок из крыш и темных коридоров. Внутри одного храма, за алтарём Шивы, изобилующим украшениями из золотой фольги и приношениями манго, ухаживает «Ват-бабушка» - так называют пожилых женщин, часто вдов, которые приняли монашеский постриг и помогают поддерживать религиозные здания между медитацией и молитвой. Она шепчет благословения в нитяной браслет перед приложением его к запястью верующего.

Монашеские общины продолжают жить по всему Ангкору, с буддийскими монахами, часто проходящими через исторические места на их пути из своей пагоды и обратно (смесь храма и монастыря). Тао Лав 18 лет, и он присоединился к Та Пром Минджай, пагоде за пределами Та Пром, чуть ранее в этом году. «Когда я стал монахом, это не было трудно − просто немного скучно», − говорит он, смеясь. «Первые несколько дней я скучал по моей семье и друзьям, но чем дольше я здесь, тем больше я спокоен, и теперь я счастлив».

Он живет в простой соломенной хижине и является одним из всего лишь пяти монахов скромной пагоды, а также самым молодым. «Это хорошая пагода. Здесь не так много монахов и не шумно, так что легко медитировать. И это область исторического наследия, поэтому правительство не позволит его застраивать. Здесь очень умиротворяющая обстановка. Теперь, когда я узнал, как медитировать, мне нравится это делать. Я чувствую себя таким свежим после этого. Я пытаюсь медитировать больше и больше − и больше не думать о внешнем мире».

Источник: Discoveric.ru
09 октября 2013