Страны мира
 

Кипр радуется. Радуйся и ты!

 Проголосуйте в один клик

Кипр радуется. Радуйся и ты!

Нешуточные страсти кипели на Кипре издавна. Афродита лишилась здесь возлюбленного Адониса, Пигмалион метался от неразделенной любви к статуе, Отелло душил в Фамагусте Дездемону, в Лимасоле Ричард Львиное Сердце вызволял из плена свою невесту… Но все страсти здесь умягчались богом виноградарства и виноделия Дионисом. Он снимал груз земных забот, умирял горе, и за это киприоты устраивали праздники в его честь. Во время праздников не взыскивали долги, отпускали на поруки узников, чтобы веселиться и воздать должное Дионису могли все.

По преданию, он сделал остановку на Кипре на пути из Эллады в Индию и научил жителей виноделию. Недаром кипрские вина считаются не только одними из лучших в мире, но и древнейшими - о них упоминал уже в "Илиаде" Гомер, отдавал им должное и царь Соломон.

....И закусить

Из книжек я помню, что праздники в честь Диониса проходили беспорядочно. Менады - полусумасшедшие девушки, окружавшие божество, опьянев, разрывали на себе одежды и ложились в постель с каждым, кто попадался под руку. Как все изменилось с тех пор! Праздник в Лимасоле проходил чинно и благородно, без скандалов и безобразий. Даже у источника "вечного наслаждения", теплой 45-градусной зивани (она же чача, она же граппа), не наблюдалось никаких эксцессов. Правда, вокруг ходила кипрская бабушка в ночной рубашке и улыбалась, но, возможно, она вышла из дома, чтобы позвать внучку к ужину.

Наверное, все дело в правильной кипрской закуске. Мы вовремя вспомнили о ней. Лучшие здешние таверны без вывески, что-то когда-то было над входом, но стерлось. Интерьер "правильной" таверны прост: ярко освещенная комната с белыми стенами, пластиковые столы с бумажными скатертями, за столами все больше мужчины.

Мы сели на террасе, заказали розового со льдом и самую популярную закуску на Кипре - шашлык, завернутый в лепешку (souvlaki stin pitta), и кипрский сыр (halloumi). Впереди была веселая средиземноморская ночь.

Беренгария из Лимасола

Лимасол - городок с самой большой русской диаспорой на Кипре. Христианские святыни, удобный порт, хорошие пляжи, интересная история, центр виноделия… Что еще нужно нашему человеку, чтобы встретить старость или хорошо отдохнуть?!

У каждого города есть своя главная история. Здесь все пересказывают биг-лав-стори о Ричарде Львиное Сердце и его невесте Беренгарии Наваррской. Ричард "спас" свою невесту из "лап" тогдашнего правителя острова во время третьего крестового похода в 1191 году. Как водится, все закончилось свадьбой. Поженились они в местной крепости. Но с сегодняшних позиций зрелого цинизма все дело выглядит не совсем так. Бедная Беренгария была только предлогом для захвата крестоносцами процветающего Кипра. Сразу же после свадьбы Ричард отправил ее в Англию. Затем, не терзаясь сомнениями, продал Кипр ордену тамплиеров за 100 тысяч золотых дукатов. От рыцарей и осталась в наследство острову знаме нитая коммандария, густое и сладкое десертное вино. Лучший сорт - St John с черной этикеткой.

Умеренность и аккуратность

Видимо, всем приезжающим на Кипр боги выделяют покровителя. Кому-то достается Афродита, кому-то - Плутос, бог богатства и успеха… Нам же выделили Диониса. Неумолимо, как в греческой трагедии, он привел нас в Пафос, небольшой такой городок с всего лишь 32-вековой историей, целиком внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Заметно, что в Пафосе и его окрестностях гораздо меньше русских, чем в Лимасоле. Его традиционно облюбовали англичане и греческие греки. Не случайно, конечно, что из всех достопримечательностей мы выбрали раскопанную недавно "Виллу Диониса". "Радуйся и ты!" - начертано над входом. Мы были ошеломлены раскованностью древнего искусства! К счастью для современных художников, античной живописи, мозаик почти не осталось. Хотя и немногих оставшихся произведений достаточно, чтобы вызвать комплекс неполноценности.

Бог вина смотрел на нас со всех мозаик огромного, в 2 тыс. кв. м, роскошного дома. На одной из них рядом с Дионисом была изображена богиня умеренности. Намек: пей, да меру разумей.

В полночь при полной луне

Не думаю, что обижу Диониса, если упомяну, что в Пафосе находился самый почитаемый греками и римлянами стозальный храм богини любви и красоты Афродиты. А в 25 километрах от Пафоса туристам показывают небольшой заливчик Петра-ту-Ромиу, на который навел еще Геродот, указав его как место появления из пены Афродиты. Родившись у острова Кифера, местом своего проживания выбрала она, однако, из всех островов Кипр.

Древние туристы ездили сюда толпами. И это несмотря на то что Средиземное море тогда кишело пиратами. Сегодня сюда в свой медовый месяц приезжают новобрачные со всего света, чтобы искупаться. Согласно поверью, после этого влюбленные уже никогда не расстанутся. Есть и другие поверья - после купания женщины становятся моложе, а мужчины сильнее.

Мы остановились у Петра-ту-Ромиу. Вечерело. Совершенно белые скалы медленно остывали. Мне предстояло, согласно ритуалу, снять с себя всю одежду, войти в воду и три раза оплыть какой-то торчащий из воды камень. Я отказалась, сославшись на то, что, согласно традиции, делать все надо в полночь при полной луне, чтобы подействовало наверняка.

День и ночь

Если посмотреть на карту, сразу увидишь главные города Кипра. Вот Пафос, дальше Лимасол, главный порт, потом Ларнака, главный аэропорт, а за Ларнакой на самом-самом западе находится Айя-Напа.

Главный конек города - не история, а жизнь. Был он совсем недавно небольшим рыбацким поселком, единственной достопримечательностью которого считался монастырь XVI века и 600-летняя секимора, пока не рванула Айя-Напа в большую жизнь и не стала одним из самых популярных молодежных курортов.

Как батарейки, заряжались мы днем на белом песке, чтобы затем потратить свою солнечную энергию ночью на дискотеках.

Я ничего не написала о главных христианских святынях Кипра - это отдельная тема. Но все-таки скажу, что в Ларнаке находится усыпальница, на которой написано: "Лазарь, друг Христа", - с останками того самого Лазаря, которого воскресил Спаситель и который прожил на Кипре еще 32 земных года.

Источник: Журнал "Вояж"
24 октября 2012