- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Алжир
- Ангола
- Андорра
- Аргентина
- Армения
- Беларусь
- Бельгия
- Бенин
- Болгария
- Боливия
- Бразилия
- Ватикан
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Вьетнам
- Габон
- Гана
- Германия
- Гонконг
- Греция
- Грузия
- Дания
- Доминика
- Доминикана
- Египет
- Замбия
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Иордания
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Кабо-Верде
- Казахстан
- Камбоджа
- Камерун
- Канада
- Кения
- Кипр
- Китай
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Литва
- Люксембург
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Мальдивы
- Мальта
- Марокко
- Мексика
- Монако
- Намибия
- Нидерланды
- Норвегия
- ОАЭ
- Польша
- Португалия
- Россия
- Сан-Марино
- Сенегал
- Сингапур
- Словения
- США
- Таиланд
- Танзания
- Тунис
- Турция
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Черногория
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Шри-Ланка
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Корея
- Япония
Воскресенский собор Oigeusu ulestousmise peakirik
О необходимости строительства православного храма думали еще в 1873 году. Объяснялось это тем, что большинство рабочих Кренгольмской фабрики были православными и нуждались в соборе. Однако работы были отложены по причине нехватки средств.
Осенью 1880 года по настоятельной просьбе губернатора С.В. Шаховского закладка храма была начата. Это событие приурочили к приезду императора. Александр III здесь встречался с немецким императором Вильгельмом II. Литургия прошла в главном храме, после чего император лично начал процесс закладки собора, положив первый камень и ударив по нему молотком три раза. После освещения места закладки императора ознакомили с планом будущей постройки. Через 6 лет состоялось освещение основного престола храма, и прошла первая литургия.
Воскресенский храм строился по проекту архитектора Кренгольма П.В. Алиша. Церковь сильно отличалась от построенных ранее строений. В ней от нижнего ряда фундамента и до самого креста просматривается цельный храм, который полностью подчеркивает религиозную идею здания. А в средневековых храмах необходимую идею можно было увидеть лишь в верхней части и шпиле.
Византийский стиль собора подчеркивает духовную преемственность Константинополя и Москвы. Храм построен из чередующихся светлых и темных облицовочных кирпичей и увенчан монументальными куполами. В четырех порталах собора разместили мозаичные образы нескольких святых. Изначально эти порталы задумывались как входы в собор, однако потом были заложены для большей безопасности.
Звонница представлена большими и малыми колоколами, их всего по три. На них также изображены святые, а по надписям можно узнать о заводе их изготовления. Масла, огарки и прочая утварь хранится в подвале храма, которая когда-то была переделана под зимнюю церковь, так как наверху было холодно. Сейчас в этом помещении расположена также просфорная, канцелярия, иконописная и столярные мастерские. Этажи между собой соединяет винтовая лестница, расположенная в алтарной части.
Сорокаметровый храм имеет длину в 35 метров. Внутренняя основа собора представлена трехъярусным иконостасом, обрамленным аркой. Жесткая резьба с ровными краями подчеркивают объемность и монолитность иконостаса. Основа его сделана из дуба, а для накладной резьбы была использована липа. Позолоту брали как матовую, так и блестящую. Иконостас имеет огромную ценность, так как за целый век он почти что не обновлялся и сохранился в первозданном виде.
Церковная утварь всегда собиралась в Воскресенском соборе, так как он один уцелел во всей округе. Раньше большое Распятие находилось в Спасо-Преображенском храме, который разрушился из-за бомбежки во время войны. Чудом уцелело только Распятие. После этого события оно было перевезено в Воскресенский храм.