- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Алжир
- Ангола
- Андорра
- Аргентина
- Армения
- Беларусь
- Бельгия
- Бенин
- Болгария
- Боливия
- Бразилия
- Ватикан
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Вьетнам
- Габон
- Гана
- Германия
- Гонконг
- Греция
- Грузия
- Дания
- Доминика
- Доминикана
- Египет
- Замбия
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Иордания
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Кабо-Верде
- Казахстан
- Камбоджа
- Камерун
- Канада
- Кения
- Кипр
- Китай
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Литва
- Люксембург
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Мальдивы
- Мальта
- Марокко
- Мексика
- Монако
- Намибия
- Нидерланды
- Норвегия
- ОАЭ
- Польша
- Португалия
- Россия
- Сан-Марино
- Сенегал
- Сингапур
- Словения
- США
- Таиланд
- Танзания
- Тунис
- Турция
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Черногория
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Шри-Ланка
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Корея
- Япония
Церковь Святого Иоанна Sv. Jana baznicas
Церковь Святого Яна, более известная как церковь Святого Иоанна была названа в честь Иоанна Крестителя. Она была построена в Цесисе и считается одним из старейших латвийских памятников архитектуры эпохи средневековья. Трехнефная шестистолпная церковь была возведена в конце тринадцатого столетия и являлась главным собором Ливонского ордена. Храм поистине огромен ведь его длина почти шестьдесят пять метров, а ширина – более тридцати. Из трех частей состоит церковь Святого Иоанна. В западной части церкви расположена массивная колокольня, высота которой – шестьдесят пять метров. Ее верхушку венчает красивый шпиль, выполненный в готическом стиле, его высота – пятнадцать метров. Общая вместимость церкви – тысяча человек.
В конце шестнадцатого столетия, почти четыре десятка лет, храм выполнял функцию собора католического епископа из Лифляндии. Начиная с 1621 года здесь размещалась церковь лютеран. Если присмотреться к деталям убранства храма, можно заметить некоторое его сходство с собором Святой Марии, который находится в Риге. Однако в самой архитектуре здания можно отследить массивность и некую солидность, которые характерны для сакральных строений Ливонского ордена. Профильные кирпичи из известняковых блоков грубой отколки можно увидеть не только в этом храме, но и в магистерском замке Ордена.
В целом архитектура церкви похожа типичную архитектуру шестнадцатого столетия. Своды храма в форме креста, а так же базиликанский элемент, который облицован красным кирпичом, кроме того украшен красивым стрельчатым фризом, а так же окнами, выполненными в стиле готики – яркое тому подтверждение. Возле триумфальной арки находится консоль среднего нефа, которая создана в виде головы мужчины.
Это связано с тем, что несмотря на то, что храм был возведен еще в тринадцатом столетии, он был основательно модернирован в пятнадцатом столетии. Причина заключалась в том, что именно в это время Ливонский Орден начал стремительно приобретать огромное влияние на жизнь Латвии. В это время, например, был удлинен и поднят пресвитерий, а к северному нефу был пристроена капелла прямоугольной формы. Вероятнее всего, именно в это время была возведена и западная башня церкви, однако она обрушилась в начале семнадцатого столетия, после чего восстанавливалась почти сотню лет. В семнадцатом веке от башни сохранился только роскошный портал, который был декорирован зооморфными фигурами.
В семнадцатом – восемнадцатом веках храм претерпел несколько крупных пожаров, в результате чего неоднократно менял свой облик. Однако это стимулировало укреплении стен контрфорсами. В 1853 году, по инициативе архитектора Сарум-Подыня. На западной башне были установлены самый верхний ее ярус и шпиль. Именно тогда башня приобрела свои неоготические нотки.
В результате серьезных изменений уровня земли, которая за несколько столетий поднялась на полтора – два метра, храм значительно искривился. В результате этого нефы оказались на разных уровнях.
Внутри церкви находятся надгробные плиты, которые были установлены на погребениях многих епископов и магистров Ордена. Они по праву считаются образчиками декоративного искусства пятнадцатого-шестнадцатого столетий. Наиболее известные из них надгробие епископа Нидецки, которые выполнено в стиле позднего ренессанса и датируется 1588 годом. В нише надгробия находится скульптура, которая изображает фигуру полулежащего покойного. Так же стоит упомянуть образ для алтаря под названием «Голгофа», который в 1860 году был написан эстонским известным живописцем Келером, а так же неоготическое ретабло, которое было создано по предложению петербуржского мастера архитектуры Штакеншнейдера в 1858 году. Его выполнил столяр по фамилии Биденрот. Хоровые окна украшены витражами, которые датируется концом девятнадцатого столетия.
В 1901 году в церковь был установлен новый орган. На нервюрах сводов была воссоздана полихромная окраска средневековья архитектором Нейманном. В тоже время началась ликвидация новых пристроек. В тридцатых годах двадцатого столетия была возведена ризница. Она заменила ризница, которая находилась в южной части храма.
Сегодня в этом храме регулярно проводятся концерты всемирно известных хоров, а так же исполнителей огранной музыки. Именно здесь ежегодно проводится Фестиваль молодых исполнителей музыки на органе. Кроме того, здесь часто организовываются художественные выставки. Со смотровой площадки открывается шикарный вид на город. Кроме того, именно оттуда можно увидеть Синюю гору, коорая находится в сорока километрах от храма.