- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Алжир
- Ангола
- Андорра
- Аргентина
- Армения
- Беларусь
- Бельгия
- Бенин
- Болгария
- Боливия
- Бразилия
- Ватикан
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Вьетнам
- Габон
- Гана
- Германия
- Гонконг
- Греция
- Грузия
- Дания
- Доминика
- Доминикана
- Египет
- Замбия
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Иордания
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Кабо-Верде
- Казахстан
- Камбоджа
- Камерун
- Канада
- Кения
- Кипр
- Китай
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Литва
- Люксембург
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Мальдивы
- Мальта
- Марокко
- Мексика
- Монако
- Намибия
- Нидерланды
- Норвегия
- ОАЭ
- Польша
- Португалия
- Россия
- Сан-Марино
- Сенегал
- Сингапур
- Словения
- США
- Таиланд
- Танзания
- Тунис
- Турция
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Черногория
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Шри-Ланка
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Корея
- Япония
Публикации и новости
Лето 2012 года: итоги.
Первые официальные итоги были подведены Ассоциацией туроператоров России (ATOP) и Ростуризмом в конце августа – начале сентября. По данным обоих источников, этот летний сезон оказался для отрасли несомненно более успешным, чем прошлогодний. По словам главы Ростуризма Александра Радькова, всего в первом полугодии выехали за границу 6 млн. 473 тыс. российских туристов, что на 7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Эти цифры говорят о том, что благосостояние российских граждан не ухудшилось и доверие к турбизнесу не подорвано», – заявил Александр Радьков.
В АТОРе, в свою очередь, отмечают, что если в летнем сезоне 2011 года большинство операторов серьезно «подгорали», то в этом году лидеры практически не выбрасывали на рынок спецпредложений. На многих направлениях сохранялся достаточно высокий уровень цен. Туристов это не отпугнуло, даже напротив. По словам исполнительного директора ATOP Майи Ломидзе, с мая по август за рубеж через туроператоров выехало 5 миллионов туристов, что практически равно прошлогоднему уровню. Такие успехи эксперты связывают с тем, что операторы устали от потерь и нестабильности и, возможно впервые за многие годы, постарались исключить большие риски, планируя свои продажи.
«Думаю, что сезон получился еще и по той причине, что многие операторы в зимний период работали с большими потерями и летом решили не рисковать: заботясь о рентабельности, все снизили объемы... и правильно сделали», – говорит дирек-тор по продажам компании «Натали Турс» Олег Хигер.
Генеральный директор компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная тоже считает, что сезон оказался лучше, чем прошлогодний. «Массированного демпинга не было, поскольку с самого начала крупнейшие операторы заложили адекватные объемы перевозки и заключили взвешенные контракты с отельерами. На греческом направлении не было таких безумных спецпредложений, как год назад. Это связано с тем, что сейчас на всех направлениях работает устоявшееся количество игроков, которые уже не пытаются переделать рынок. Важно отметить, что сегодня операторы думают не только о себе, но и об имидже всей отрасли», – считает Анна Подгорная.
В преддверии лета многие компании действительно ограничили свои объемы. В частности, в компании TEZ TOUR более взвешенно подошли к региональным программам по Таиланду и Египту. По словам PR-директора Марины Макарковой, в этом сезоне в компании не посчитали нужным гнаться за объемами по Турции и перераспределили свои силы на направления Греции и Испании. В результате по объемам TEZ TOUR остался на уровне прошлого года, улучшив свой финансовый результат.
Страны-лидеры
ТурцияНесмотря на ежегодное повышение цен на туры, самым популярным направлением на рынке выездного туризма остается Турция. По данным Ростуризма, в первом полугодии она приняла 936 тыс. российских туристов. Тем не менее это меньше на 19% по сравнению с итогами за первую половину 2011 года. Правда, иные данные дают операторы и офису по туризму. По информации ATOP, показатель динамики въездного потока российских граждан в Турцию составляет по итогам семи месяцев 2012 года всего минус 1,6%.
В компании «Анекс Тур» отмечают 35%-ный рост на турецком направлении. «Поток в Турцию по-прежнему высок, об этом свидетельствует загрузка рейсов (98%), и хорошая глубина продаж. Самые популярные курорты в Турции у туристов компании Anex tour – Алания, Кемер, Белек. Наиболее популярная продолжительность отдыха – 7–9 ночей», – говорит Наталья Акимцева.
По словам Марины Макарковой, несмотря на 5–7%-ный рост цены среднего пакета по сравнению с прошлым годом, Турция по-прежнему на первом месте. Турецкий рынок сейчас отличается стабильным балансом между спросом и предложением.
«Отдых в Турции, сложно чем-то заменить, и она остается одним из излюбленных мест отдыха российских туристов. Повышение турецкими отельерами цен в начале сезона было вызвано нестабильной обстановкой в Египте, но уже к июлю ситуация стала выравниваться. За счет выгодных СПО цены практически достигли уровня прошлого года», – говорит коммерческий директор «НТК «Интурист» Исмаил Балюкбашы.
Египет
Следующей странойлидером стал Египет, куда в первом полугодии отправились 803 тыс. туристов – почти вдвое больше, чем в аналогичный период прошлого года. По словам экспертов, ситуация на направлении стала налаживаться, поскольку в СМИ перестали появляться сообщения о беспорядках. Туристы снова поехали, и прирост составил +65% – это рекордная динамика среди массовых направлений.По данным компании «Библио-Глобус», за период с января по август 2012 года объемы по Египту увеличились вдвое и составили 150 тысяч туристов. Положительную динамику отмечают и в «Интуристе».
Однако некоторые крупные операторы все еще настороженно относятся к этой стране. «Говорить о полном восстановлении египетского направления рано. Мы сильно сократили наши объемы здесь и пока не считаем нужным расширяться: во многих районах все еще опасно находиться. Кроме того, МИД РФ рекомендует не выезжать за пределы курортных зон. Пока в Египте не будет реальных гарантий безопасности, мы не изменим своей политики», – рассказал Олег Хигер.
Таиланд
В 2011 году из-за ситуации в Египте серьезно (почти на 100%) вырос Таиланд, но в этом году темпы роста замедлились. Лето – не самый показательный период для Таиланда, и подобная ситуация на направлении была вполне ожидаема. В первом полугодии 2012 года эту страну посетило 459 тыс. человек, всего на 38 тыс. больше, чем в тот же период прошлого года.
Однако для некоторых операторов замедление динамики спроса прошло незамеченным. К примеру, «Библио Глобус» фиксирует значительное увеличение турпотока и повышение спроса на тайские курорты. Если в 2011 году оператор отправлял в летний Таиланд только туристов из Москвы, то в летнем сезоне 2012 года количество городов вылета увеличилось до восьми – прибавились Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток и Южно-Сахалинск. В результате если за весь 2011 год с «Библио Глобусом» отправились на отдых в Таиланд 98 тысяч туристов, то с января по август этого года в Таиланде – уже 111 тысяч.
Греция
Летний сезон в Греции выдался более спокойный, чем прошлогодний. Демпинг продолжался, но уже не в таких объемах, как год назад. Новых крупных игроков на этом направлении не появилось, достаточно острая борьба шла между «старыми». Количество туристов, отправившихся туда на отдых, примерно соответствовало уровню прошлого года (204 тыс. человека, +1%). «В Грецию в прошлом году нами было отправлено 80 тысяч туристов, а на текущий момент объем перевозки составил около 120 тысяч туристов. Это уже говорит о том, что наш турпоток в Грецию вырос на 62% по сравнению с прошлым годом, – говорит Александр Туголуков. – Греческое направление в этом сезоне стабилизировалось, стало рентабельным и даже прибыльным. Российский рынок получил выгодные, конкурентные цены на отели. Одна из причин – уход немецких туроператоров с рынка, на которых приходилось 40% бронирований и около миллиона туристов.
Испания
Все крупные операторы остались довольны своими результатами и по Испании. В этом году, по данным Ростуризма, эту страну для своего отдыха выбрали 292 тыс. туристов, а прирост составил 23%.
Гендиректор «Время Тур» Неля Огурцова тоже довольна итогами сезона. По ее словам, общий объем продаж вырос по сравнению с прошлым годом на 20%. Лучше всего продавались туры на Майорку и в Коста Бланку – объемы продаж на этих направлениях возросли на 50%. В Коста Дораде – на 20%, а в Коста Браве – на 10%. Примерно на прошлогоднем уровне осталась Мурсия. Хуже всего в этом сезоне продавались туры в Коста дель Соль. Спрос на этот регион упал еще три года назад, и сегодня туристы предпочитают ему более дешевую Коста Браву.
Олег Хигер из «Натали Турс» подтверждает, что этот сезон в Испании был лучше прошлогоднего. Согласны с ним и в компании Anex Tour. Меньше проблем стало и с визовыми формальностями – консульство активно выдает туристам мультивизы.
Болгария
По Болгарии в начале сезона эксперты прогнозировали довольно непростую ситуацию в связи с приходом на рынок новых участников. Правда, их политика, вопреки ожиданиям, оказалась вполне адекватной, что позволило избежать жесткой конкуренции. По данным Ростуризма, количество туристов, отправившихся на отдых в Болгарию в первом полугодии, увеличилось на 18% по сравнению с прошлым годом и составило 137 тыс. человек.
Не последнюю роль в этом процессе сыграла политика болгарского МИДа, благодаря которой визовые формальности между нашими странами были сведены к минимуму. По информации внешнеполитического ведомства Болгарии, с начала года консульская служба страны в Москве выдала российским туристам 300 тыс. виз, что на 14% больше, чем за такой же период прошлого года. В целом по России количество выданных к концу июля виз выросло на 15%.
По словам PR-директора компании ICS Travel Group Анны Филатовской, рост продаж на болгарском направлении составил 15–20%. «В летнем сезоне у нас прибавился новый город вылета – Нижний Новгород. Хороший прирост получился в Казани – 40–50%, а также существенное увеличение в Санкт-Петербурге. Что касается наземной составляющей, то туристы в основном выбирали гостиницы уровня 4*, работающие по системе all inclusive. Большим спросом традиционно пользовались Южное побережье и курорт Солнечный берег. Глубина продаж – от двух недель», – рассказала Анна Филатовская.
Стоит отметить, что год назад туроператоры отмечали по Болгарии крайне низкую рентабельность при росте турпотока 20–28%. Это было связано с ростом цен на авиаперевозку и ценовым демпингом.
24 ноября 2012